ДетиЧайк

Игры, которые помогают развитию речи

CJeGqGx2TC

Речевые игры

 

Для активизации речи все предложенные  игры можно проводить с одним ребёнком или с группой детей  на праздниках, в машине, на прогулке, в ожидании приёма к врачу. 

Подбери обобщающее слово.

Предложите ребёнку назвать одним словом несколько предметов, например, «Стул, стол, диван – это мебель».  Вариантами  могут быть посуда, одежда, транспорт, овощи, фрукты, профессии, продукты, материалы, растения, домашние животные, дикие животные, инструменты.

После того, как ребёнок назовет обобщающее слово, можно предложить  назвать ещё дополнительные предметы, которые относятся к  данному общему слову.

Для того. чтобы ребёнок научился формулировать свои мысли,  необходимо учить его объяснять какие- либо понятия, например,  что такое снег, праздник, дождь.  В случае, если ребёнок затрудняется, помогите ему наводящими вопросами.

Найди общее.

Предложите ребёнку найти общее  свойство между 3-4 предметами. Например, аквариум, ванна, бассейн (везде вода) или птица, самолет, комар (они летают).  Придумайте такие задачки группируя предметы с общими свойствами или признаками.

Назови противоположное слово. («Скажи наоборот»).

Сравниваем  предметы по разным признакам: грустный - весёлый, съедобный – несъедобный, горячий – холодный, огонь – вода.

Что с этим можно делать? (назвать функции и назначение предметов).

Сложите в коробку или мешочек разные предметы или картинки с их изображением. Доставайте  по одному и спрашивайте ребёнка: «Что с этим  можно делать?». Например, лопатка – копать,  чашка – пить чай, расческа – расчёсывать волосы.

Если вы играете с группой детей, то установите правило -  кто назвал действие с предметом – тому отдается этот предмет. У кого их соберется больше всего – тот выиграл.

Кто, что умеет делать?

Сложите в коробку картинки с изображениями животных и предложите ребенку вытянуть карточку, а затем назвать и изобразить, что животное  может делать:  медведь – ходит, бегает, лазает, плавает, ест, пьет. Птичка летает, кушает, прыгает, ходит, кричит.

Так же можно поиграть в игру «Кто как голос подаёт?». «Что делает ворона - каркает, петух – кукарекает, цыпленок – пищит, как говорит корова – «мычит», собака – «лает», кошка – «мяукает».

Добавь слова в предложение.

Пусть ребёнок продолжает строить предложение дальше. Например, "Мама посадила лук, чтобы …; Мы пошли гулять, когда …. ; Мальчик каждое утро делал зарядку, чтобы …; Летом в лесу растут …; Зимой на улице …" . Вы можете придумывать такие игры- предложения, когда стоите в очереди в поликлинику или гуляете на детской площадке.

Самое длинное предложение.

Предложите ребёнку ( группе детей) поиграть в игру «Чьё предложение длиннее?». Назовите предложение из двух слов, например, «Миша читает». Ребёнок должен добавить одно слово. «Миша читает книгу». Вы продолжаете: «Миша читает зеленую книгу». Ребенок: « Мальчик Миша читает зеленую книгу» и т.д. Кто не сможет придумать дальше – тот проиграл.

Сочиняем сказку по предметным картинкам.

Нужно придумать рассказ по нескольким предметным картинкам,  например, медвежонок, пчелы, больница покажите и скажите: «Давай поиграем в писателей и сами сочиним сказку. В каждой сказке должны быть начало, середина и конец. Как мы начнем нашу сказку? Давай так: «Медвежонок шёл по лесу.  Ярко светило солнышко. Вдруг он увидел дерево с дуплом. А из дупла вылетали пчёлы. Медвежонку очень захотелось полакомиться мёдом». И что же было дальше? А чем все закончилось? А теперь давай расскажем нашу сказку с начала и до конца».

Пусть малыш придумает  название к сказке.  Запишите сказку, а потом предложите рассказать ее папе или бабушке.

Сочиняем рассказ по сюжетной картинке.

После того как ребенок научится хорошо сочинять сказки и рассказы по нескольким предметным картинкам, можно  использовать для сочинения одну сюжетную картинку, это будет сложнее. Для начала помогите, подсказав слова, которые он может использовать.

Продолжи рассказ.

Начните рассказывать историю,  а малыш пусть продолжит её. Например, «Однажды одна кошка увидела собаку, испугалась и залезла на дерево». (Кто помог кошке спуститься с дерева?  Куда убежала собака?). Или, «Пришло лето. Ребята пошли купаться на речку. Миша взял круг, а Дима маску и ласты». (Что произошло дальше?) Помогайте ребенку наводящими вопросами.

Учимся пересказывать текст.

После прочтения ребенку рассказа или сказки, предложите ему пересказать их. В случае затруднения помогайте  наводящими вопросами.

Времена года

Покажите ребенку картинки с изображением зимы, лета, осени или весны. Он должен составить описательный рассказ.

Путаница.

Расскажите малышу историю или просто высказывание, специально вставив какую-нибудь нелепицу. Например, «Была зима.  Егор взял ласты и пошел на речку». Или просто высказывание: «Тигр слабее кошки». Пусть ребёнок объяснит, в чем состоит неправдоподобность ситуации.

Как я провел день

Перед сном предложите малышу вспомнить, как он провел сегодняшний день, куда ходил, кого и что он видел.  Пусть  представит, что он будет делать завтра.

Расскажи о поездке

После необычной поездки или путешествия  малышу предлагается рассказать о путешествии другим членам семьи.

Учимся вести диалог

Играйте с ребенком в игры: «Магазин», «Доктор и пациент», «Учитель и ученики» и т.д. При этом учите его вести диалог. Например, вы продавец, он покупатель.

Пословицы (для детей старше 6 лет)

Знакомьте с пословицами, поговорками, добивайтесь  объяснения их смысла.

Все эти игры будут интересны как для ребёнка, так и  для взрослого. Играя, вы не только лучше узнаете своих детей, но и подружитесь с ними.

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Материалы сайта содержат информацию 5+ Написаны авторами сайта и представлены для личного ознакомления. Скачивание их и распространение в интернете разрешается только с согласования с администрацией сайта. Авторство защищается законом. При копировании обязательна прямая ссылка на сайт http://detichaik.ru © 2013 — 2017