ДетиЧайк

Игры для развития мелкой моторики

Игры для развития мелкой моторики

Важность развития мелкой моторики переоценить невозможно. Она напрямую взаимосвязана и с органами зрения, и с нервной системой, влияет на память, внимание, восприятие и речь. Также от её развития зависит ловкость рук, скорость реакции и даже почерк.

Как и любые другие процессы, развитие мелкой моторики индивидуально для каждого малыша, темп может быть абсолютно разный. Но в любом случае, необходимо помогать ребёнку добиться наилучших результатов, совершенствовать мелкую моторику при помощи игр и занятий.

Игры для развития мелкой моторики

Вашему вниманию предлагается несколько наиболее простых примеров:

- Массируем ладони и стопы.

Это первое, что могут сделать мама и папа для развития мелкой моторики. Начинать массаж можно (и нужно) уже с первых дней жизни. От вас не требуется никаких специфических умений, просто разглаживайте пальчики один за другим, приговаривая: «Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка…». Впрочем, пальчиковых игр существует огромное количество и многие из них вы помните с детства. Вспомните хотя бы знаменитую «Сороку-белобоку».

- Играем в ладушки.

Когда малыш немного подрастёт, поиграйте с ним в ладушки. Он научится расправлять пальчики сам и хлопать в ладошки.

- Мнём бумагу.

Покажите ребёнку как из листа бумаги можно сделать комочек. Сделайте несколько, а потом устройте весёлую игру с забрасыванием своих комочков в корзину или ведёрко.

- Рвём бумагу.

Дайте ребёнку несколько листов бумаги и покажите, как весело можно измельчить её на кусочки. Это занятие, скорее всего, кроме пользы принесёт карапузу несказанную радость. С детьми постарше можно создавать таким образом очень интересные аппликации.

- Нажимаем на кнопочки.

Не зря говорят, что сколько бы игрушек не было куплено, ребёнок всё равно предпочтёт им пульт от телевизора и телефон. Малыш инстинктивно развивает моторику рук, нажимая на кнопочки. Приобретите несколько игрушек с музыкальными и светящимися кнопками.

- Листаем книги.

Показывайте ребёнку как можно чаще книжки с яркими картинками. А чтобы это полезнейшее занятие развивало ещё и мелкую моторику, позвольте малышу перелистывать странички самостоятельно.

- Кормим братьев наших меньших.

В парке вместе с ребёнком покормите птиц зерном и хлебом. Это занятие вызовет массу положительных эмоций у вас и у малыша (да и чего скрывать, у пернатых тоже). А отламывая кусочки от булки, ребёнок укрепит и разовьёт пальцы рук. Если вы по каким-то причинам не можете выйти на улицу (плохое самочувствие или погода), не беда. Нарисуйте птичек на бумаги и предложите ребёнку покормить их.

- Перебираем бусинки.

Если ваш ребёнок ещё совсем крошечный и вы часто носите его на руках, не забудьте надеть на себя цветные бусы. Перебирая их пальчиками, малыш отлично развивает моторику рук. Деткам постарше можно предложить собрать бусы самостоятельно. Дайте ребёнку для этой цели бусины с крупным отверстием и толстую нить. Во время этого занятия вы обязательно должны находиться рядом, оставлять ребёнка с мелкими предметами наедине очень опасно.

- Развешиваем носочки

и кукольную одежду. Если нет низкой сушилки для белья, можете натянуть верёвку между двух стульев и предложить развесить мелкие предметы. Ещё больше поможет развить мелкую моторику, укрепить пальцы рук использование прищепок.

- Собираем шишки.

Знаете детский стишок про мишку косолапого, который «по лесу идёт…»? Так вот, пусть ваш малыш вообразит себя этим мишкой и соберёт в сумочку все шишки в лесу. Для этого заранее наберите шишки разных форм и размеров и высыпьте их на пол. Благодаря свой шершавой поверхности, шишки являются отличным массажёром. А наклоны вперёд в процессе этой игры заменят часть зарядки.

- Спички детям – игрушки.

Если под присмотром взрослых, то можно. Ведь они мелкие, а значит являются отличным материалом для развития мелкой моторики. Спички можно считать, выкладывать из них фигурки или сделать симпатичного ёжика (просто воткнув в пластилин).

- Сенсорный ящик или мешок.

Сделать такой ящик совсем не трудно, просто проделайте в картонной коробке небольшое отверстие, а затем наполните её различными предметами, которые не сложно угадать наощупь (кубик, мячик, мягкая игрушка). Попросите ребёнка достать что-то конкретное. С каждым разом усложняйте задание.

- Играем в стаканчики.

В магазинах игрушек вы найдёте их без труда. Пластмассовые цветные ёмкости обязательно заинтересуют ребёнка и помогут сформировать понятие размера. В крайнем случае можно обойтись и подручными средствами и собрать подобный конструктор из посуды с собственной кухни.

- Играем с крупой.

На кухне пригодится не только посуда. Весьма полезны в этом плане различные крупы. Сперва просто насыпьте зёрнышки в одну или несколько тарелочек. Пусть малыш трогает, просеивает сквозь пальцы, пересыпает из одной тарелки в другую. В дальнейшем игры с крупой можно разнообразить. Можно делать аппликации, смешать, а потом перебирать, выкладывать фигурки. Интересно будет спрятать в пакете с крупой мелкие игрушки (например, от «Киндер-сюрприза»), а затем их находить. Для детей постарше можно устроить игру «Угадай, где какая крупа».

- Играем с песком.

Летом на прогулке можно отлично развивать мелкую моторику (а за одним и творческие способности) ребёнка. Покажите малышу, что при помощи указательного пальца можно рисовать на песке всё, что хочется. Также можно закопать в песочнице или на пляже любой предмет, а затем попытаться отыскать его. Песок – превосходный материал, запаситесь им впрок для игр дома в холодное время года. Вам понадобится не так уж и много, достаточно небольшой коробочки. Высыпьте песочек на поднос, а после игры снова уберите его в коробку.

- Завинчиваем крышки.

При помощи данной игры развивается не только мелкая моторика, но и логика и мышление. Вам понадобятся несколько разнообразных баночек и тюбиков с винтовыми крышками. Предложите ребёнку сначала все крышки открутить, затем всё перемешайте и предложите отыскать каждой баночке свою крышку и закрутить. Это занятие способно увлечь ребёнка на достаточно длительный период. Совсем маленькому ребёнку для начала достаточно одной баночки для откручивания и закручивания.

- Застёгиваем, расстёгиваем и шнуруем.

Как правило, дети к трём годам уже умеют самостоятельно одеваться. Основные трудности возникают с различными кнопочками, застёжками, а особенно шнурками. Поэтому начните обучение как можно раньше, для развития мелкой моторики это очень полезно.

- Лепим.

Каких только материалов для лепки не существует! Это и пластилин, и глина, и тесто (которое, кстати, можно как купить, так и сделать самостоятельно). Малыши могут просто мять материал в ручке. Когда ребёнок подрастёт, научите его катать «колбаску» или «червячка», а также шарик. Затем покажите, как из нескольких «колбасок» и шарика можно слепить человечка. Фантазируйте сами и позвольте ребёнку проявить свою фантазию. Не препятствуйте «появлению на свет» зелёных слонов или кошечек с пятью лапками.

- Рисуем и раскрашиваем.

Наиполезнейшее занятие! Формирует усидчивость, развивает творческие способности и воображение. А уж как влияет это занятие на мелкую моторику рук – трудно переоценить. У ребёнка всегда должны быть доступны различные предметы для рисования: кисти и краски, карандаши, ручки, фломастеры, мелки, бумага, раскраски. Но и это далеко не всё. Ведь рисовать можно на чём угодно и чем угодно, например, зубной пастой на зеркале или аквагримом на лице, пальцем на запотевшем окне автомобиля или водным пистолетом на асфальте, палкой на снегу или песке. Кстати, на вертикальной поверхности писать не менее (а то и более) полезно, поэтому целесообразно приобрести доску или мольберт для письма и рисования. Хорошо развивают мелкую моторику и подготавливают руку к письму рисунки, которые нужно обвести по контуру (пунктирные).

- Собираем мозаики и пазлы.

Пазлы – это не только логика и мышление. Мелкие детали различных конструкторов способствуют развитию мелкой моторики как нельзя лучше. А для развития тактильных ощущений приобретайте пазлы из разных материалов: деревянные, мягкие, картонные и так далее. Без труда можно изготовить пазл и самостоятельно, для этого нужно всего лишь найти подходящую картинку и разрезать её на несколько частей в зависимости от возраста ребёнка.

- Вырезаем.

Не бойтесь давать ребёнку в руки ножницы. Тем более что в магазинах продаются специальные детские, пораниться которыми просто невозможно. Научите ребёнка резать. Пусть для начала просто разрежет лист бумаги на две части. Постепенно переходите к более сложным заданиям. Как и в случае с лепкой или рисованием, позвольте вашему чаду проявить фантазию в полной мере.

Как видите, большинство примеров занятий для развития мелкой моторики связано с творчеством. Помните, в творчестве нет чётких правил и не существует каких-либо ограничений. Занимаясь с ребёнком вы и сами не заметите, как собьётесь с намеченного плана, придумаете новые правила игры (или даже саму игру). Отведите время для занятий с запасом, ведь творчество увлекает. Если вы будете проявлять заинтересованность, заниматься с желанием, а главное, систематически, результат раз от раза будет улучшаться. Мелкая моторика – это основа всех остальных качеств, умений и навыков, поэтому не жалейте времени и сил на её развитие.

Развитие мелкой моторики, когда начинать?

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

"© 2013 — 2017 Материалы сайта содержат информацию 5+ Материалы написаны авторами сайта и представлены только для личного ознакомления. Скачивание их и распространение в интернете разрешается только с согласования с администрацией сайта. Авторство защищается законом. При копировании обязательна прямая ссылка на сайт http://detichaik.ru"