Началом речевого развития является крик младенца. Голосовой аппарат тренируется в то время, когда малыш кричит или плачет.
В 3-4 месяца жизни появляется гуление, к 5-8 месяцам младенец начинает произносить отдельные звуки, к 6-7 месяцам – первые слоги ма, ба, па, так называемый лепет. Повторяя простые слоги, ребёнок учится всем звукам родного языка, развивается его речевой слух.
Можно наблюдать, как ребёнок произнесёт какой-то звук и замирает, слушая себя. В конце первого года слог становится словом - мама, баба, папа.
Развитие речи в раннем возрасте имеет два направления: накопление пассивного словаря, когда малыш понимает, что ему говорят, но не говорит сам, и активный словарь, т.е. слова, которые он произносит.
Накопление пассивного словаря происходит быстрее, чем активного; нельзя утверждать, что, например, к 2 годам ребёнок должен знать именно столько -то слов. Эти показатели у всех детей разные.
Темпы развития речи у каждого ребёнка свои и зависят как от индивидуальных особенностей малыша, так и от условий жизни, которые организуют взрослые.
Одним из условий является общение взрослого с младенцем, от того, как часто родитель общается с ним, зависит, как быстро начнёт говорить их малыш.
Ребёнок подражает маме, запоминает и использует те же слова и звуки, что и родитель.
Малыша окружает множество разных предметов, но он может их не замечать, пока взрослые не покажут его и не назовут. Заинтересованный , в следующий раз ручкой будет тянуться к знакомому предмету, как бы просить. .
В следующий раз , если ему нужна будет эта, например, игрушка, он уже сможет выразить просьбу словом «дай». Что бы малыш сам начал говорить, у него должна быть потребность в каком - нибудь предмете.
Если ребёнок просит игрушку, взрослый даёт её только после того, как малыш назовёт её, если он испытывает трудности с произношением, родитель помогает правильно озвучить название.
Очень важно в раннем возрасте окружить младенца разнообразными игрушками: кубики, пирамидки, куклы должны быть яркими, привлекающими внимание, выполненные из разных материалов (дерево. пластмасса, ткань) , окрашены в чистые цветовые тона.
Это могут быть ленточки, флажки, пирамидки, кубики, коробочки. Ребёнок узнаёт от взрослых их название, очень часто повторяет.
Звучание доставляет ему радость и малыш повторяет название много раз, тем самым развивает свой голосовой аппарат и совершенствует активную речь.
Ребёнок должен научиться находить нужные предметы, называть их, сравнивать, выбирать по схожим признакам, по назначению, называть цвет. Тренировка голосового аппарата должна быть продолжена и в более старшем возрасте. Взрослый, общаясь с детьми, должен чаще вызывать ребёнка на разговор, читать вместе книги, стихи, скороговорки, учить правильно называть труднопроизносимые звуки.
Наличие наглядных пособий по развитию речи, книг, предметных и сюжетных картинок, дидактических игр , музыкальных инструментов является основным условием для развития речи детей дошкольного возраста.