Специалисты заметили, что питание детей с ограниченными возможностями не отличается разнообразием. У них избирательная система к продуктам. Чаще всего многое зависит от кормления ребенка в первые дни вскармливания его твердой пищей (каши, супы, вторые блюда, жидкости).
Наблюдения и изучение питания особых детей показали, что зачастую сказывалось незнание родителями правил выбора рациона и степень отклонения развития.
Как правило, дети с ограниченными возможностями долгое время не могут брать ложку, кружку в руки. У многих из них присутствует дефект пережевывания пищи.
Чаще всего наблюдаются эти отклонения у умственно отсталых детей, с олигофренией, аутизмом. Ребенок давится продуктами, так как не может тщательно пережевывать еду.
Из наблюдений:
Оля, 8 лет, глубокая степень олигофрении. Самостоятельно кушать не может, вкладывают пищу в рот, давится.
Глеб. 5лет, Самостоятельно не может кушать, открывает рот, куда ему складывают пищу. Если ему не нравится еда, рот крепко закрывает.
У приведённых в примере детей с глубокой формой олигофрении отсутствуют какие либо навыки самообслуживания, приёма пищи. Единственное, что они умеют - это открывать рот. Научить их чему-либо невозможно.
Света, 7 лет, умеренная степень умственной отсталости. Держит ложку в руке, ест самостоятельно, но не аккуратно. Часто роняет ложку, ест руками, раскидывает пищу по столу, на пол. Держит чашку с компотом неправильно, проливает. Если еда не нравится- выплёвывает.
В этом случае девочку можно научить правильно принимать пищу, но для этого необходимо постоянно быть рядом с ней, требовать выполнения правильных действий - кушать аккуратно, ложку, чашку держать правильно, пользоваться салфеткой.
Андрей 7 лет, лёгкая степень. Ест самостоятельно, научен элементарным навыкам самообслуживания – посещение туалета, умывание, сам одевается и раздевается.
Отличается от нормально развитых детей тем, что выполняет только однотипные задания. Очень любит собирать пазлы, но только те, которые уже собирал. Если даёшь более сложное задание, начинает нервничать, раскидывать предложенный дидактический материал. Речь развита недостаточно, логика, мышление на очень низком уровне.
Из этого следует, что степень адаптации ребенка с лёгкой степенью умственной отсталости к окружающей среде, выполнение элементарных навыков зависит в большей степени от воспитания.
При правильном подходе к малышу он начинает проявлять доступный ему интерес к игрушкам, сверстникам, осваивает простейшие навыки самообслуживания.
Многие родители совершают ошибку, когда вместо привития навыков они сами кормят ребенка с ложки, поят его, держат кружку вместо него.
По рассказам одной из родительниц, она не могла понять, почему ребенок старается брать продукты руками, хотя видел, что все окружающие используют столовые приборы. После консультации со специалистами, было решено обучать его правилам этикета, вспоминает мама.
За неправильные действия ребенка за столом: он мог разлить суп, молоко и запачкаться сам или испортить скатерть, дорожки на полу и так далее, взрослые постоянно поучали ребенка с некоторой степенью раздражения.
При этом родители не понимали, что ребенок делает это не специально, а из-за отсутствия навыков, т.е. выход он находил сам, брал продукты руками.
Невнимательность со стороны взрослых иногда приводит и к таким ситуациям, когда ребёнок постоянно ест что - то одно и поэтому постоянно требует только то, что он хотел бы есть.
Поэтому, для организации здорового питания таким детям родителям необходимо чаще советоваться со специалистами.
Меню должно быть разнообразным.
Нужно проявлять терпение и обучать многим вещам на собственном примере.