Под понятием «особый» скрываются такие проявления, которых нет у большинства детей.
Нет смысла говорить о диагнозах врачей, так как это дети, которые из-за своих особенностей, не могут быть «как все». Каждый из них уникален и требует к себе соответствующего внимания.
Я встретился с такими детьми в летнем специализированном лагере.
Провёл с ними два заезда по 3 недели.
Откровенно скажу, волновался от необычности своего положения, когда вокруг тебя не один, а много ребят с сопровождающими их. Волнения мои оказались напрасными.
Все дети имели разные диагнозы, но это нисколько не смущало их. Они очень быстро находили единый язык общения, интенсивно и дружно общались, помогали друг другу.
В обычных детских садах такого увидишь нечасто.
Дети с утра до вечера, освободившись от обязательных лечебных процедур, постоянно находились в кружке «Умелые руки», где что-то лепили, красили, рисовали, клеили, собирали что-то из листьев, веток, лепили из пластилина и много что еще.
Каждый мог найти себе интересное дело. Сколько было эмоций, когда подводили итоги такой работы. Сколько было восторга и радости в их глазах.
Работа с сопровождающими особых детей
Важно заметить, что пришлось проводить большую работу с сопровождающими, у которых с самого начала заезда тревожность зашкаливала. И это понятно, так как постоянно находиться в контакте с особенным ребёнком требует больших духовных и физических сил.
С ними проводились индивидуальные психотренинги, вечерами организовывали пение под гитару, некоторые просто отдыхали, помогали в работе в детском кружке.
Нужно сказать, что в конце каждого заезда проводился контроль уровня тревожности, который у подавляющего числа сопровождающих был в норме. У всех проявилась тенденция к снижению уровня тревожности.
Сколько было положительных эмоций при прощании. Дети обменивались адресами, своими поделками, фотографиями, расставались со слезами на глазах.
В мире особенных детей
Все это подтверждает мысль, что у особых детей свой мир, в котором они чувствуют себя достаточно уверено, проявляют самостоятельность, но ограничены в своих действиях.
Окружающим их людям необходимо войти в их мир для понимания, чтобы адаптировать их к реальной жизни.
Жалость, которую часто мы проявляем не является реальной помощью, так как теряется самостоятельность того, кого мы жалеем. Мы готовы за него что-то сделать и этим самым исключаем его из мотивированной активности.
Только тогда, когда у человека появляется мотив, он действует, а, значит, развивается, живет.
В науке известна «не адаптивная психология», которая объясняет невозможность что-то сделать идеально с первого раза. Требуется применять усилия для усвоения каждого движения. Это и должно работать при решении детских проблем.
Если вы действительно хотите помочь, то не должны проявлять жалость и делать все за него.
Только усилия самого героя нашего повествования с вашей помощью в правильной организации действия дадут положительный эффект.
Истинная любовь к таким детям должна быть мудрой, но не слепой. Это является залогом их успешного будущего.
Для тех, кто хотел бы реально помочь таким детям, могу дать совет:
Оглянитесь вокруг. Рядом с вами тоже живут большие и маленькие особенные дети. Вы можете помочь им, финансируя организацию их оздоровления, создания условий для развития, приобретая всё то, на что средств у людей, имеющих таких детей, не хватает.