Особенности воспитания детей с ЗПР

 

Дети с ЗПР играют и общаютсяОднажды я столкнулась с такой ситуацией: в мою детсадовскую группу привели мальчика. Его звали Андрей, ему 4 года.

Как только ребёнок зашёл в группу, он начал громко кричать, причём на одной ноте (А-А-А !). Я никак не могла его успокоить. Собрался уже чуть не весь коллектив детского сада, успокаивали его, пытались убедить не шуметь, но малыш продолжал кричать.

Мы растерялись, а он вдруг закрыл рот и спокойно пошёл играть.

Такое поведение продолжалось каждое утро: покричав, он убегал к игрушкам и спокойно играл один в своём уголке.

Консультация психиатра показала — у ребёнка задержка психического развития — ЗПР.

Что такое ЗПР, причины

Главным показателем здоровья ребенка является показатель психического и моторного развития. Довольно часто родители сильно удивляются, когда им психологи и логопеды говорят про психическую задержку развития их малыша.

Медицина говорит о детях с ЗПР, что это лишь промежуточное явление между патологическим и нормальным развитием. Они отличаются от основной группы детей тем, что имеют медленное созревание психики.

Выделяют две причины ЗПР – это социальные и биологические.

Социальными считаются гипо - или гиперопека, агрессивность к ребенку, изоляция от социума, психологические травмы, отсутствие контакта с матерью.

Причиной биологической задержки являются изменения центральной нервной системы, которые появляются вследствии патологии беременности и тяжелом протекании родовой деятельности.

Микротравмы получают практически все новорожденные дети, но именно они проявляются в негативном влиянии на развитие мозга.

Для детей с таким диагнозом характерны не стойкие, но яркие эмоции; эмоциональный фон высокий и игровая деятельность доминирует.

Часто наблюдается неспособность формирования целостного образа предмета, концентрация внимания на конкретном задании не стабильная, часто наблюдается гиперактивность, отсутствие образного мышления, искажение звуков в речи, тип памяти наглядно - образный, выборочный, умозаключения даются с трудом.

В случае, если не принять меры вовремя, то все проблемы усугубляются и все сложнее будет находить такому ребенку контакт со сверстниками.

Воспитание детей с психологическим инфантилизмом (дети несамостоятельные, беспомощные и очень привязаны к матери).

Основным направлением в их воспитании является развитие самостоятельности. Не стоит ломать природу ребенка, нужно лишь помочь ему завершить начатое дело. Не травмировать психику, погоняя его, ведь чувствуя агрессивность родителей, чувство защищенности малыша теряется.
Создавая с ребенком сильную эмоциональную связь, родители помогают выйти на нормальный уровень развития. Большую роль в развитии интеллекта данных детей имеет полное освобождение от страха.

В воспитании «звуковых» детей нужно помнить о их особенностях, которые проявляются любовью к тишине, одиночеству. Самым комфортным для них временем суток является ночь. Они выражают свои эмоции крайне редко. В первой половине дня дети вялые и с трудом просыпаются утром. Нужно создавать благоприятную атмосферу для развития столь замкнутого ребенка, ведь неправильное обращение может привести к полному аутизму.

Детей с задержкой психического развития воспитывать очень сложно. Требуется большая ответственность, терпимость и дифференцированный подход.

Именно родители могут помочь ребенку правильно развиваться, справляться со всеми его проблемами, реализовываться. 

Ребенок нуждается в медицинской и педагогической коррекции. Правильный подход специалистов и родителей помогает корректировать психические отклонения.

Своевременное обследование и своевременное лечение приведут к желаемым результатам.

Нужно помнить, что ЗПР- это не диагноз. С правильным подходом родителей и таких профессионалов, как логопед, дефектолог, психолог в большинстве случаев ребёнок догоняет уровень развития своих сверстников.

Фото с сайта благотворительного фонда , Харьков.

Добавить комментарий