Решением очень непростых задач является воспитание слабовидящих детей. Необходимо знать особенности развития таких деток, обладать специальными знаниями и методиками обучения.
Причины нарушения зрения
Причины нарушения зрения могут быть врождёнными ( появляются во время беременности);
наследственными (передаются по наследству от родителей):
приобретёнными ( появились после рождения вследствие болезней, травм и каких-то воздействий).
Причиной ухудшения зрения могут быть заболевания сердечной - сосудистой системы, нервной, перенесённые инфекционные заболевания, например, такие, как дифтерия, коклюш, корь и т.д.
Проверку зрения у малышей начинают уже с возраста 1 месяца (по показаниям врачей), в 3 месяца, в 6 месяцев, в 1 год и далее ежегодно до поступления в школу.
При обнаружении патологий ребёнка ставят на учёт, за ним ведётся диспансерное наблюдение, проводится необходимое лечение.
Виды нарушений зрения
Самые частые - это близорукость или дальнозоркость, косоглазие, астигматизм; наиболее тяжёлые- это поражения сетчатки глаз.
Многие из заболеваний лечатся или поддаются коррекции.
Если есть необходимость, то детям делают операции на глазах, довольно часто поправляя зрение так, что в очках малыш смотрит на мир так же , как все остальные дети.
Детям с нарушением зрения сложно познавать окружающий мир без определенных навыков. Для того чтобы оказать психологическую помощь слабовидящим деткам, необходимо освоить тонкости их воспитания и обучения, особенности их восприятия, так как психологическое развитие таких детей очень отличается от психологического развития здоровых детишек.
Часто эти малыши знакомятся с окружающим миром через осязание и слух, поэтому восприятие мира у них может формироваться иначе, чем у других ребят.
Такие дети страдают от ограничения в движениях, им тяжело приспосабливаться ко всему новому.
Для слабовидящих детей организуются специализированные детские сады (коррекционные). В них дети занимаются под контролем врачей. Медицинские работники проводят с ними специальные упражнения, игры.
В таких садах ребята учатся общаться, социально адаптироваться.
Часто родители испытывают сильнейший стресс, так как не знают, чем помочь своему малышу, и как нарушение зрения отразится на его дальнейшей жизни.
Родители должны не впадать в панику, когда узнают, что у их ребенка есть нарушение зрения, а в первую очередь научиться оказывать своим детям как психологическую, так и педагогическую помощь.
Чрезмерная опека над ребёнком приводит к сложности их общения со своими ровесниками. Эти проблемы слабовидящие дети пытаются решить своей красноречивостью, иногда даже не понимая какой смысл они вкладывают в те или иные слова. Поэтому взрослым необходимо показывать правильные примеры из своей жизни, а также рекомендуется записывать таких деток в различные кружки, учитывая интересы ребенка, чтобы научить их адаптироваться ко всему новому, чтобы они могли быстрее запоминать различную информацию, развивать и тренировать свою зрительную память.
Правильное воспитание слабовидящих детей поможет им добиться хороших результатов в будущем, а также поможет сделать из них успешных людей.
Проблемы со зрением у ребенка не являются для них приговором. Такие детки обладают целеустремленным характером и порой сами могут постоять за себя.
Слабовидящие дети, так же , как и все остальные очень любят играть. Игры для них являются очень мощным средством развития и воспитания.
Важным условием организации игры должен быть индивидуальный подход к ребёнку. Необходимо учитывать степень остроты зрения, особенности осязательно- слухового восприятия и даже настроение.
Как подобрать игровой инвентарь
Если ребёнок слепой- для него выбирают озвученные атрибуты- погремушки, колокольчики, бубны, свистки;
Для слабовидящих материал должен быть красочным, обычно подбирают красные, жёлтые, оранжевые цвета.
Сенсорное воспитание
Цель игры - развитие тактильной чувствительности, осязания.
Игра «Чудесный мешочек»
Ребёнку предлагается красиво оформленный (желательно с яркой аппликацией) мешочек, в котором находятся игрушки (кубики. шары и т.п.).(познакомить с предметами нужно заранее).
Задача - определить на ощупь и назвать предмет.
Предметы в мешочке каждый раз можно менять . Игру можно проводить в компании с другими детьми, устроить соревнование, «Кто угадает больше предметов».
Для старших детей игра «Азбука»
Цель: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, знакомство с буквами.
Из ткани с грубым ворсом вырезать буквы. Ощупывая вырезанные буквы ребёнок учится их определять и называть (в первое время помощь родителей обязательна ).
Усложнение игры: когда будут узнаваемы все буквы, можно их разрезать на 2 части. Ребёнку предлагается собрать букву из двух частей.
Такую же игру можно организовать с цифрами.
Игра: «Больше- меньше»
Цель: учить ориентироваться на поверхности, определять размер предмета.
На столе разложены кубики (бочонки, столбики из конструктора) разных размеров.
На ощупь малыш должен расставить их по порядку от самого маленького- до самого большого и наоборот.
Развитие речи
Цель: активизировать речь, учить правильно произносить слова, узнавать предметы по устному описанию и звучанию.
Задача родителей- читать малышу книги, если остаточное зрение сохраняется- рассматривать картинки, слушать голоса птиц, домашних и диких животных. Знакомить с окружающим миром через рассказы, чтение сказок. Использовать музыкальные и звуковые книжки.
Игра «Слова на ладошках»
Произносите фразу из детских стихов. Например: «Наша Таня громко плачет…».
1.Малыш её произносит вслух полностью.
2. произносится : Наша Таня громко (хлопок ладошками)(хлопок вместо слова.
3.произносится: Наша Таня (хлопок), (хлопок).
4.произносится:Наша (хлопок), (хлопок), (хлопок)
5. Все слова заменяются хлопками.
Эта игра относится к кинезеологическим, она способствует развитию межполушарных связей мозга, а значит улучшает развитие речи.
Развитие движений
Дети с нарушение зрения, как правило, малоактивны, их физическое развитие замедлено.
Развитие движений успешно происходит через подвижные игры. Организация таких игр имеет свои отличительные особенности.
Если они проводятся на открытой площадке, на улице, то вокруг неё необходимо сделать ограничительные ориентиры, чтобы играющий не мог сойти с этой площадки, например, натянуть по границам верёвки, положить резиновые коврики, т.е. нужен такой ориентир, чтобы дети могли его увидеть или почувствовать.
Естественно не должно быть опасных предметов, ям, камней, кустов.
В процессе игры нужно обязательно следить за самочувствием , чтобы не было переутомления.
Подвижность, скорость игры зависит от индивидуальных особенностей и степени зрительных нарушений, которые определяются врачом.
При некоторых заболеваниях глаз подвижные игры противопоказаны.
Если на площадке играют несколько детей, то нужно ставить детей в пару – слабовидящий и зрячий. Желательно всем детям сделать озвученные браслеты на руки или дать колокольчики (погремушки).
Игра: «Курица и цыплята»
Цель: развитие навыков, бега, ловкости, умение ориентироваться в пространстве.
«Курица» звонит в колокольчик, цыплята по звуку должны определить её местонахождение, подбежать к ней.
Можно разнообразить игру, когда «курица» ловит цыплят, они по звуку определяют её нахождение и убегают в разные стороны. (бег только парами).
Воспитание слабовидящих детей с помощью игры поможет преодолеть все трудности в работе, сделает их жизнь более насыщенной и интересной.
Проявления аутизма в детском возрасте
Если у вас есть опыт в работе с такими детьми, вы можете поделиться с нами, предложить новые игры и развлечения.
Следует выделить возможность дидактической игры констатировать, чем ребенок владеет, для того, чтобы целесообразно организовать коррекционно-компенсаторную работу по сенсорному воспитанию слабовидящего ребенка.