Что такое шахматная нотация. Урок 10

 

 шахматная нотация

На прошлых уроках мы познакомились с нотками шахматной доски.

На этом уроке мы расскажем более подробно про обозначение шахматных полей.

Вы узнаете, что такое шахматная нотация и цифровая нотация.

Нотация - это система ходов в шахматной партии. 

В эту систему входит несколько методов изображения, это:

 

 

  • Буквы латинского алфавита
  • Сокращённые названия шахматных фигур
  •  Специальные шахматные символы
  •  Цифры   

1. Буквы латинского алфавита, которые используются в нотации:

A, a, читается, как а

B, b, читается, как бэ

C, с, читается, как цэ

D, d, читается, как дэ

E, е, читается, как е

F, f, читается, как эф

G, g, читается, как же

H, h, читается, как аш

  1. Сокращённые названия фигур. "Ноты шахматной доски"

3.Специальные шахматные символы.

0 – 0 (два нуля через чёрточку рокировка в короткую сторону)

0 – 0 – 0 (три нуля через тире- длинная рокировка)

--  (знак тире, сделан ход фигурами)

:  (знак двоеточие говорит о том, что побита фигура или пешка)

+  (знак плюс, означает, что королю сделан шах)

Х  (говорит о том, что королю поставлен мат).

Если стоит вопросительный или восклицательный знаки,  они говорят о качестве ходов:

 ? - плохой ход,

 !? – ход заслуживает внимания;

 ?! - сомнительный ход;

  ! - хороший ход,

  !! - отличный ход.

 + ---- - у белых преимущество;

 -- + ---решающее преимущество у чёрных.

Данная система записи принята во всём мире.  Где бы  не происходили шахматные турниры, партии записываются именно по  ней.

При записи партии вначале всегда пишется размещение или ход белых фигур, затем размещение или ход чёрных фигур.

В начальной позиции (или  исходной)  расположение фигур пишется так:

Белые:

КРе1,

Ф d1,

Ла1, Лh1

Cc1, Cf1

Kb1, Kg1

пп.  а2, b2, c2, d2, е2, f2, g2, h2.

Чёрные

КРе8,

Ф d8,

Ла8, Лh8

Cc8, Cf8

Kb8, Kg8

пп.  а7, b7, c7, d7, е7, f7, g7, h7.

Символы обозначения используются для записи самой партии.

Например:

Белые:                Чёрные:

Настя К.               Оля  Т.

  1. е2 – е4               е7 – е5

Цифра 1и точка означают порядковый номер хода;  т.к. название пешки не пишется, то пишем только место где она стояла и куда перешла (стояла на е2 - перешла  на е4, тире означает, что пешка сделала этот ход).

Чёрные  отвечают на ход белых: они с е7 переходят на е5, также пишется тире между е7 и е5.

Оба хода  (за  белых и за чёрных ) записываются, как один общий номер 1.

Следующий ход будет под номером 2.

  1. Кb1 - с3 d7 -  d5

Конь вступает в борьбу, также записывается место, где он стоял (Кb1) и поле, куда он встал (с3).

Чёрные ответили ходом пешки с d7 на d5, попав сразу под удар коня и пешки.

Следующим ходом белая пешка может взять чёрную, тогда будет сделана такая запись:

  1. е4 : d5 (где знак двоеточия говорит о том, что чёрная пешка атакована и взята);

Если чёрную пешку взять конём, то запись будет: 3.Кс3 : d5 (3. – это порядковый номер хода, Кс3- клетка, на которой стоял конь,  (:)  этот знак показывает, что пешка, стоящая на d5 взята.

4. Цифровая система

Она используется в международных  соревнованиях по переписке.

Каждое поле (каждая клетка), обозначается двухзначным числом. В нём первые две цифры обозначают поле, с которого идёт фигура, а две последние обозначают поле, на которое она переставляется.

Так, например, начало партии Насти будет записываться так:

Настя     Оля

1.5254   5755

При такой системе названия фигур, знаки шаха, мата не пишутся. Если пешка попадает на линию превращения, то дополнительно указывают цифру поля, на котором стояла эта фигура. Если это ферзь, то в скобках пишут  (41или 48), если она превращается в ладью, то пишут  то поле, на котором она стояла в начале игры (11 или 81, 18 или 88).

Задание для родителей

Продолжайте  знакомить  учеников с названиями, особенностями фигур.

Для этого нужно давать задания или составлять задачи, состоящие из 2-3фигур.

Выстраивать сложные комбинации можно только для тех, кто научился хорошо ориентироваться на доске. В силу возраста дети до 6-7 лет пока не могут удерживать в  памяти несколько решений одновременно.

Для закрепления нотации, шахматных символов можно провести  математический  диктант: вы задаёте вопрос, например, как при записи партии обозначается взятие фигуры? ( : );

показывается на карточке символ и спрашиваете, что он обозначает.

Какими  буквами  обозначаются Ферзь, Король, Ладья, Слон, Конь ? (Ф, Кр,  Л, С, К ) ?

Загадка :

В начале игр никак нельзя спешить вводить в игру  (?) (Ферзя).

Игры

«Чудесный мешочек»

Нужно на ощупь  определить фигуры, которые с прятались в мешке. Достать и рассказать о ней всё, что ученик знает (название, где стоит, как ходит, как обозначается).

« Умная пешка»

На поле только 2 пешки и слон.

Необходимо провести пешку на поле превращения.

«Прятки с фигурами»

Расставить несколько разных фигур (количество фигур зависит от возраста, для детей до 5 лет- 3 – 4 ; от 5 до 7 лет- 7-8 фигур). Дети закрывают глаза, одна фигура убирается – дети определяют, какой фигуры не стало.

Как вариант,  фигуры меняются местами, определить, какая фигура  перешла на другое место.

Все игры формируют  прочные знания  о шахматах, они   направлены на развитие речи, логики, памяти, мышления не только детей, но и взрослых.

Шахматный кроссворд, урок 9 -  Ответы шахматного кроссворда :

по горизонтали: 1.Миттельшпиль  2.шахматы  3.Рокировка  7.Эндшпиль 10. Мат.

по вертикали: 2.Шах  4.Слон  5.Белые  6.Конь  8.Пешка  9. Пат 11.Ладья.

Шахматная викторина

 

 

 

 

 

Добавить комментарий