Слабовидящий ребёнок не может видеть окружающий мир своими глазами. Он находится в своём внутреннем мирке и воспринимает только окружающие его звуки.
Поэтому крайне важно, чтобы слабовидящий ребенок, особенно слепой, развивал хорошие навыки аудирования. Под аудированием понимается способность ребенка воспринимать и различать как внешние, так и речевые звуки на слух. Это необходимо ему для общего развития, для того, чтобы справиться с академическими требованиями школы и научиться необходимым навыкам грамотности.
Слуховые навыки ребенка зависят от его слуховых способностей, таких как определение направления, из которого исходит звук, припоминание или запоминание слуховой информации, распознавание интонации голоса и осознание ритмических паттернов. Это обеспечивает основу для развития выразительного языка и имеет большое значение для приобретения ранней грамотности.
Особенности аудирования для слабовидящего ребёнка
Аудирование включает в себя множество различных аспектов:
- Бдительность: на каком уровне находится осознание звука ребенком?
- Острота слуха: насколько хорошо он слышит? В интернете можно найти много дополнительной информации о тестах слуха.
- Последовательность: может ли он определить порядок того, что он слышит?
- Различение: может ли он различать сходства и различия в звуках?
- Может ли он выделить один звук из общего фона звуков?
- Память: может ли ребенок вспомнить то, что он слышал? Может ли он получить эту информацию?
- Звук- символ: может ли он соединить звук с определенным письменным или тактильным символом?
- Восприятие: понимает ли он то, что слышит?
Развитие навыков аудирования в домашних условиях
Есть много видов деятельности и игр, в которые можно играть со своим ребенком для того, чтобы развить навыки, понятия и способности, необходимые для удовлетворения слуховых потребностей:
Игры, связанные с прослушиванием звуков
Они необходимы для того, чтобы ребенок мог идентифицировать звуки животных или окружающей среды, т. е. можно слушать CD-диски с животными шумами или повседневными звуками, которые происходят дома или в школе.
Играть в угадайку. Для этой игры необходимо иметь сумку с предметами, которые издают различные звуки, такие как колокол, часы, барабан и т. д., и нужно позволить ребенку угадать, какой объект создает шум.
Играть на музыкальных инструментах. Позвольте ребёнку копировать различные ритмы.
Играть в хлопающие игры, и ребенок должен скопировать ритм хлопков взрослого.
Демонстрировать высокие и низкие тона звуков, быстрые и медленные ритмы и громкие и мягкие звуки.
Одновременно выполнять 3-4 действия, т. е. хлопать в ладоши, щелкать пальцами и топать ногами.
Прочитать истории, сказки и попросить его прислушиваться к определенному слову, т. е. каждый раз, когда он слышит слово “собака”, он должен издавать звук, как собака, или каждый раз, когда взрослый говорит слово “счастливый”, ребенок должен хлопать в ладоши.
Прочитать знакомый детский стишок своему ребенку и оставить недосказанным последнее слово. Он должен распознать, какое слово отсутствует и заполнить пробел.
Звуковые и музыкальные игры помогут малышу узнать больше об окружающем его мире.