Развитие слабовидящего ребёнка через аудирование

Слабовидящий ребёнок не может видеть окружающий мир своими глазами. Он находится в своём внутреннем мирке и воспринимает только окружающие его звуки.

Поэтому крайне важно, чтобы  слабовидящий ребенок, особенно слепой, развивал хорошие навыки аудирования. Под аудированием понимается способность ребенка воспринимать и различать как внешние, так и речевые звуки на слух. Это необходимо ему для общего развития, для того, чтобы справиться с академическими требованиями школы и научиться необходимым навыкам грамотности.

Слуховые навыки ребенка  зависят от  его слуховых способностей, таких как определение направления, из которого исходит звук, припоминание или запоминание слуховой информации, распознавание интонации голоса и осознание ритмических паттернов. Это обеспечивает основу для развития выразительного языка и имеет большое значение для приобретения ранней грамотности.

Особенности аудирования для слабовидящего ребёнка

Аудирование включает в себя множество различных аспектов:

  • Бдительность: на каком уровне находится осознание звука ребенком?
  • Острота слуха: насколько хорошо он слышит? В интернете можно найти много дополнительной информации о тестах слуха.
  • Последовательность: может ли он определить порядок того, что он слышит?
  • Различение: может ли он различать сходства и различия в звуках?
  • Может ли он выделить один звук из общего фона звуков?
  • Память: может ли ребенок вспомнить то, что он слышал? Может ли он получить эту информацию?
  • Звук- символ: может ли он соединить звук с определенным письменным или тактильным символом?
  • Восприятие: понимает ли он то, что слышит?

Развитие навыков аудирования в домашних условиях

Есть много видов деятельности и игр, в которые можно играть со своим ребенком для того, чтобы развить навыки, понятия и способности, необходимые для удовлетворения слуховых потребностей:

Игры, связанные с прослушиванием звуков.

Они необходимы для того, чтобы ребенок мог идентифицировать звуки животных или окружающей среды, т. е. можно слушать CD-диски с животными шумами или повседневными звуками, которые происходят дома или в школе.

Играть в угадайку.  Для этой игры необходимо иметь сумку с предметами, которые издают различные звуки, такие как колокол, часы, барабан и т. д., и нужно позволить ребенку угадать, какой объект создает шум.

Играть на музыкальных инструментах. Позвольте ребёнку  копировать различные ритмы.

Играть в хлопающие игры, и ребенок должен скопировать ритм хлопков взрослого.

Демонстрировать высокие и низкие тона звуков, быстрые и медленные ритмы и громкие и мягкие звуки.

Одновременно выполнять 3-4 действия, т. е. хлопать в ладоши, щелкать пальцами и топать ногами.

Прочитать истории, сказки  и попросить его прислушиваться к определенному слову, т. е. каждый раз, когда он слышит слово “собака”, он должен издавать звук, как собака, или каждый раз, когда взрослый говорит слово “счастливый”, ребенок должен хлопать в ладоши.

Прочитать знакомый детский стишок своему ребенку и оставить недосказанным последнее слово. Он должен распознать, какое слово отсутствует и заполнить пробел.

Звуковые и музыкальные  игры помогут малышу узнать больше об окружающем его мире.