Почти каждая современная мама хотя бы раз сталкивалась с этим понятием и слышала про необходимость развития мелкой моторики у детей.
Детские психологи и врачи убеждают о высокой и неоспоримой роли этого явления в жизни малыша с самого его появления на свет. Однако, несмотря на популярность вопроса, многие мамы затрудняются с ответом на вопросы: когда начинать занятия и что делать?
Постараемся ответить на них по порядку.
Синонимом мелкой моторики выступает понятное многим слово «ловкость». Если говорить простым языком, это способность выполнять точные и осознанные движения пальцами рук, кистью в целом, ногами.
Это целый комплекс движений, выполнение которых для взрослого не составит труда, а для малыша становится сложным и очень трудным заданием.
При нормальном развитии движения становятся все более слаженными, скоординированные совместной работой нервной и мышечной систем. Мелкая моторика отвечает за самые разнообразные движения: будь то захват игрушки или управление ложкой.
Развитие мелкой моторики начинается с самого рождения.
Младенец совершает сначала неосознанные хватательные действия (держится за мамин палец), затем все больше осваивает новые движения, где задействованы ладошки и пальчики: наблюдая за движущей игрушкой пытается её схватить, удержать.
Неразрывна связь развития мелкой моторики и речи. Ученые объясняют это близким расположением речевого и моторного центра в головном мозге. Стимуляция детских пальчиков активизирует речевой центр.
Начинать занятия следует с самого раннего возраста
Уже к году малыш пытается складывать стаканчики, коробочки, бочонки друг в друга, держит и бросает мячик. В этом возрасте используются игрушки с кнопочками, ручками, которые нужно нажимать, расстёгивать.
К двум годам мелкая моторика ребёнка совершенствуется. Он может собирать крупные пазлы, встраивать вкладыши, собирает пирамидки из 5 колец, строит башенки из кубиков, успешно занимается шнуровкой.
В 3 года мелкая моторика настолько совершенствуется, что ребёнок может держать кисточку, карандаш, проводить линии, делать самые простые поделки из пластилина, раскатывая его ладошками.
Для развития моторики не требуется каких-то специальных знаний и особых игрушек. Все, что нужно, есть всегда под рукой.
Большинство методов, направленных на развитие детской моторики делаются мамами и их малышами неосознанно.
Стоит вспомнить хотя бы детские потешки, которые передаются из поколения в поколение: ладушки, сорока - белобока, мальчик с пальчик.
Все они направлены на легкий массаж пальчиков и ладошек и увлекут малыша с самого рождения.
Несложные упражнения можно делать практически с любыми предметами, конечно, если они безопасны для ребенка:
старые и ненужные листы бумаги, нужно их рвать на мелкие кусочки, чем мельче, тем сложнее для детских пальчиков.
Мамы скажут, что будет много мусора, но порвать бумагу не так-то просто и прикладывая определённые усилия, малыш укрепляет свои пальчики, развивает их силу и подвижность.
Бусы. Для этих целей замечательно подойдут слингобусы, выполненные из натуральных материалов и надежно скрепленные между собой, чтобы не бояться, что малыш оторвет и проглотит бусинку.
Пластиковые контейнеры разного размера. Малышу понравится вкладывать их друг в друга, подбирая нужный размер, а крышки придадут дополнительный интерес занятиям.
Крупы. В миску нужно насыпать крупу и дать малышу возможность повозиться в ней своими ручками. Играть строго под присмотром.
Постепенно к крупам добавлять баночки разных форм и размеров, куда малыш сможет ее пересыпать. Закапывайте туда разные предметы, смешивайте между собой, а малыш пусть их достаёт.
Все эти игры направлены также и на общее развитие, они развивают логику, мышление, наблюдательность, усидчивость, речь.
Игры для развития мелкой моторики