Если нарушена речь.Советы логопеда

Плакат с буквами

 

 Если у ребёнка при нормальном слухе и интеллекте речь развивается с существенными отклонениями, его относят к категории детей, имеющих  нарушение речи.  

Многообразие нарушений  проявляется в искажении плавности и темпа речи, неправильном произношении, небольшом  словарном запасе.

Нарушения речи делятся на тяжелые, которые требуют специального обучения и на те, которые не препятствуют обучению в обычной школе.

Родителям о речи ребенка

Когда нужно обращаться к логопеду.

В последнее время становится все больше детей, имеющих речевую патологию.

Детям ставятся диагнозы, от которых родители начинают паниковать: заикание, алалия, задержка развития речи и т.п.. А им просто нужно знать информацию об отклонениях развития речи детей. И тогда, поддерживая связь с учителем логопедом, родители смогут преодолеть речевые патологии при помощи домашних занятий с ребенком.

Участие семьи в коррекции речевого развития ребёнка

Ребенок, имеющий отклонения речевого развития, нуждается в лечении, и, прежде всего, в укреплении организма. Для этого нужны элементарные правила: соблюдение режима дня и питания, выполнение водных процедур и физических упражнений.

Родителям нужно понаблюдать за ребенком, чтобы найти причины появления невропатии. После этого уже возможно устранение неблагоприятных психогенных факторов, которые действуют на ребенка.

Например, если у ребенка отсутствует аппетит, то нужно, чтобы у него не появилось отвращения к еде, в этом случае необходимо  контролировать четкость режима питания. Если вы будете кормить насильно, то эффект будет еще более плачевным, особенно если ребенок болен.

Нельзя перекармливать ребенка, нельзя давить на него психологически с помощью угроз и обещаний.

Невропатия может быть вызвана страхом, с которым нужно бороться. Но нельзя при этом насильно заставлять ребенка преодолевать состояние страха, нельзя высмеивать это состояние. Нужно совместно с малышом обсудить причину страха. Предмет, вызывающий страх можно обыграть или обсудить,  заинтересовать ребенка в его изучении.

Не рекомендуется рассказывать перед сном сказки с превращениями или со страшными героями, а так же смотреть похожие телевизионные передачи. Никаких раздражителей, если ребенок готовится ко сну.

В практике многих родителей есть такой метод воспитания, как запугивание, с помощью которого они пытаются оказать влияние на своих малышей. Наличие страхов, испуга - одна из первых причин появления невропатии у детей.

Даже знакомить детей с окружающими его объектами и явлениями нужно осторожно, объясняя все, что может их напугать.

Советы логопеда

Необходимо способствовать развитию челюстных мышц путем тщательного пережевывания пищи, полоскания рта, надувания щек, перекатывания воздуха в ротовой полости и других подобных действий.

 

При разговоре с ребенком не использовать слова из лексики «детского языка», разговорная речь взрослого – образец для ребенка, и она должна быть правильной.

 

Ежедневно знакомьте детей с небольшими стихами и сказками.

 

Мотивируйте детей задавать вам вопросы, отвечайте на них терпеливо, больше разговаривайте с ребенком.

 

В разговоре с ребенком обращайте внимание на свою речь, слова нужно произносить внятно и четко, сложные для произношения слова или фразы можно несколько раз повторить.

 

Выполняйте вместе с ребенком артикуляционную гимнастику в день по несколько раз, цель ее проведения – развитие мышц, которые участвуют в произнесении звуков.

 

Вначале упражнения нужно выполнять стоя перед зеркалом.

 

 Гимнастика тренирует артикуляционные органы: губы, язык и мягкое небо.

 

Заниматься с ребенком нужно около 15 -20 минут, не более.

 

Развивайте при помощи различных упражнений, например, лепки, мелкую моторику рук.

 

Если ребенок заикается, то проводите больше музыкальных занятий, при которых развивается речевое дыхание, ритм и темп.

 

На занятиях должна быть спокойная,  доброжелательная атмосфера и созданная вами «ситуация успеха».

Чаще хвалите ребенка и превращайте занятие в увлекательную игру.

 

 Артикуляционная гимнастика

 

Каждое упражнение выполняем по 10 раз.

1. Поднимаем брови вверх.

2. Сдвигаем брови.

3. Надуваем обе щеки.

4. Надуваем щеки, вначале одну, затем другую.

5. Втягиваем обе щеки.

6. Толкаем щеки языком.

7. Толкаем языком нижнюю и верхнюю щеки.

8. Проводим языком по кругу снаружи губ.

9. Щелкаем языком.

10. Кусаем кончик языка.

11. На зубы натягиваем губы.

12. Вначале вытягиваем губы в трубочку, затем растягиваем в улыбку, при этом показываем зубы.

13. Вначале вытягиваем губы в трубочку, затем растягиваем в улыбку, при этом зубы не показываем.

14. Широко открываем рот, затем закрываем.

15. Вначале широко открываем рот, затем закрываем рот наполовину, затем закрываем рот полностью.

 

Дыхательная гимнастика

 

1. Произносим звуки на одном дыхании. Вначале произносим звук, затем набираем воздух в рот и на выдохе произносим снова звук, при этом выдыхаем звуки равномерно и плавно.

 

2. Считаем от 1 до 10 и наоборот на одном выдохе. Можно заменить перечислением дней недели.

 

3. Перечисляем месяца года на вдохе и на выдохе.

 

4. Проводим раскрутку: во время выдоха произносим 2- 22- 222- 2222- и т.д.

 

Можно заменить любыми другими цифрами.

 

Добавить комментарий