Малыш берёт в руки карандаши, фломастеры и начинает рисовать. Оказывается, именно по детскому рисунку можно определить психическое и эмоциональное состояние детей.
Во время рисования ребёнок выражает своё отношение к окружающей действительности, в том числе и социальной. Происходит как бы моделирование той среды, в которой он живёт.
В рисунке отражаются все его впечатления и чувства. Рассматривая его, можно увидеть душу ребёнка, узнать все его мечты и желания.
Для определения эмоционального, психического состояния используем рисунки, сделанные сыном или дочкой.
Естественно, нельзя делать выводы, опираясь лишь на один рисунок: «он нарисовал все в черных тонах, а это значит, что-то не так». Для того чтобы точно знать обо всей картине происходящего, нужно взять несколько рисунков, которые были нарисованы хотя бы в течение месяца.
Сюжет всех взятых рисунков
Самые частые сюжеты, которые выбирают дети – это дома, трава, деревья, люди, цветы, животные, небо и солнце.
Дети часто рисуют свою семью, близких людей. Старшие дошкольники уже понимают, что происходит в семье и все внутри семейные отношения находят отражение в их рисунках.
Если ребёнок любит маму, он рисует её очень тщательно, прорисовывает каждую ресничку, старается украсить так, чтобы мама на рисунке была самой красивой.
Если малыш не любит кого-то из членов семьи, он может на семейной картине его вообще не рисовать или изобразить образ подальше от себя.
Если малышу хочется увидеть, например, бабушку, брата или сестру, которых реально нет в семье, он может их изобразить, как существующих.
Если на рисунках нет людей, это может означать, что у ребенка трудности с общением. Огромное количество злых либо рогатых (зубастых) животных указывает на сильное напряжение в состоянии.
Когда мальчики семи лет рисует оружие, скорпионов или войну, не следует пугаться. Таким образом он готовит себя к возможным будущим трудностям. К роли мужчины.
Когда девочка, начиная с шести лет, рисует большое количество принцесс, бантики, цветочки – это тоже вполне нормально, это свидетельствует о том, что она готовит себя к женской роли.
Детали рисунка и их размер
Важны на рисунке детали и не менее важен их размер относительно листа бумаги.
Маленький рисунок и миниатюрные в нем фигуры говорят о неуверенности и робости.
Если рисунок расположен выше, чем средняя линия листа – это говорит о том, что у ребенка завышенная самооценка. Важные для себя вещи он нарисует большими. И, следовательно, наоборот, неважные вещи маленькими.
Цвет и эмоции
При анализе детских рисунков нужно обращать внимание на перенасыщение рисунка определенным цветом. К примеру, если рисунок полностью обведен черными линиями и ребенок не хочет его раскрашивать. Или если предметы, которые никогда в жизни не могут быть красного цвета разукрашены в красный.
Красный – конфликт, раздражение. Особенно важно заметить красный цвет, если ребенок разрисовал им кого-то из семьи.
Синий цвет – это цвет спокойствия и уверенности в себе.
Зеленый – надежность и принятие.
Розовый – чувствительность и надежность.
Желтый – отличное настроение и активность.
Серый – смутная тревога.
Черный – подавленность и переживания.
Если фигура на рисунке полностью заштрихована (неважно каким цветом), это говорит о том, что у ребенка есть негативные переживания. Предмет, который закрашен, вызывает у малыша страх или тревогу.
Важным моментом при анализе рисунка является впечатление от него - яркий цвет или тёмный, агрессивный или добрый.
Такие рисунки являются для родителей и психологов очень ценным материалом, по ним можно сделать диагностику внутри семейных отношений, узнать о том, в каких условиях живёт и воспитывается ребёнок.