Поведение подростков имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в их воспитании .
Вначале хотелось бы уточнить, какие особенности имеют почти криминальное – делинквентное поведение, причины делинквентного поведения и отличия от прочих форм поведения подростков.
Делинквентное поведение основано на психическом инфантилизме подростка, который имеет целый комплекс признаков:
неумение отличать идеальные цели от реальных;
эгоцентризм;
детская восторженность;
подчинение другим и выполнение долга в формально-обязательной форме;
неумение прогнозировать нежелательные будущие события;
повышенная обидчивость;
потребность в утешении и опеке;
склонность к перепадам настроения и аффективным реакциям.
Дети – делинквенты, часто совершают противоправные поступки, не задумываясь о последствиях.
Корни делинквентности и преступности в любом возрасте - детском, подростковом или юношеском, находятся в семье, а если ребенок рос вне семьи, то в том, как проходило его детство.
Причины делинквентного поведения разные и отличаются у детей из различных по уровню жизни семей.
У подростков из семей, имеющих высокий по доходам уровень жизни, ценностная ориентация направлена на богатство.
Вседозволенность, финансовое благополучие и распущенность приводит к тому, что подростки начинают рано половую жизнь, в поисках развлечений совершают хулиганские поступки, и даже преступления.
У подростков из семей, нуждающихся в социальной защите, делинквентное поведение возникает из-за плохого поведения в школе и неудач в учебе, которые накладывают на них «клеймо».
Неспособность или нежелание осваивать учебную программу, а так же неумение правильно общаться с родителями и учителями – все это еще больше вызывает у подростка отклонения в поведении.
А если учесть еще и то, что подростки из бедных семей завидуют тем, кто живет в богатой семье, то на лицо появление состояния фрустации, которое ни к чему хорошему не приводит. Подростки прогуливают школу, пытаются самореализовываться за счет употребления алкоголя и даже наркотиков, создают группы себе подобных.
Автор статьи педагог- психолог Болотова Е.Н.