Ученики младших классов говорят, что основная причина их плохого отношения к однокласснику заключается в том, что он обзывается.
Психологи считают, что это явление является испытанием собственного «Я» на психологическую прочность. Педагоги называют такие действия детей неизбежностью, которая появляется в процессе сплочения детского коллектива.
А как поступать ребенку, если его обзывают или дают ему прозвище? Об этом мы поговорим на нашей страничке.
Почему дети обзываются? Психологи называют основные причины того, почему дети обзывают друг друга.
1. Проявление агрессии. Ребенок сознательно хочет разозлить или оскорбить сверстника.
2. Желание обратить на себя внимание окружающих или того, кого он обзывает.
При этом обзывание может быть: игрой - когда тот, кто обзывает, не хочет кого-то оскорблять, а просто забавляется;
провокацией - когда тот, кто обзывается, провоцирует кого-либо на активные действия;
шуткой - когда главная цель – повеселить окружающих, а не оскорбление;
самоутверждением – желанием выделиться за счет унижения кого-либо, утвердиться на лидерской позиции.
3. Месть того, кто обзывается за унижение или оскорбление или из зависти, особенно, если у него нет возможности отомстить физически.
4. Не со зла, а от привычки. Возможно, дома это принято.
5.Прозвища могут быть связаны с внешностью.
Иногда ребенок начинает комплексовать из-за особенностей своей внешности – длинного носа, ношения очков, лишнего веса и других.
Уверенность в себе ребенка становится еще меньше, если сверстники травмируют его словами, связанными с его внешними особенностями: «очкарик», «жирный» и другие.
Помочь в такой ситуации может взрослый человек, мнением которого дорожит ребенок. Сказанная мимоходом фраза, комплимент ребенку, может не только помочь ему смириться, но и поднять самооценку.
«Ты такая пышечка, посмотреть приятно», - или: «Тебе идет оправа твоих очков, ты такой в них серьезный», - подобные фразы могут изменить многое в самомнении ребенка.
Особо следует обращать внимание на детей, имеющих грубые дефекты внешности. Хромота или косоглазие может испортить ребенку всю жизнь, если не пресекать издевательства сверстников по этому поводу.
Психологи считают, что не нужно ограждать такого ребенка от косых взглядов или любопытства окружающих. Родителям нужно научить ребенка правильно относиться к своему недостатку.
Необходимо, чтобы ребенок воспринимал свою необычность как часть своего «Я» и не делал из нее проблему. При этом совсем необязательно навязчиво рассказывать сказки о гадком утенке, лучше привести примеры из жизни о людях, имеющих нестандартную внешность, о их успехах и достижениях.
Как противостоять дразнилкам.
Педагог обязан пресекать случаи, когда дети обзывают друг друга. Здесь применимы любые методы, будь то индивидуальная беседа или целый классный час на эту тему.
Беседуем не только с зачинщиками, но и пострадавшими.
Отличный способ борьбы с этим явлением – проведение игры «Ассоциации».
В ходе игры дети в небольших группах говорят друг о друге, кто с чем или с кем ассоциируется.
Пример ассоциации можно взять из времени года, названии цветов или животных. Каждый, побывав в роли обсуждаемого, может и сам объяснить свою ассоциацию другого.
Самопознание приносит положительные плоды, укрепляет самоуверенность, помогает осознать свою значимость. Родители так же могут помочь своему ребенку, объяснив ему, каким способом нужно реагировать на обзывание сверстников.
Рассмотрим несколько способов.
Не обращай внимание!
Это сделать очень трудно, но результат получается эффективный. Услышав кличку, сделать вид, что зовут не его, откликаться только на свое имя.
Нестандартная реакция.
Когда ребенок обзывает другого, он ждет реакцию обиды или злости. Если обиженный реагирует спокойно и даже соглашается, то никакой агрессии не получается и в будущем обзывания прекратятся.
Например: «Да, моя мама тоже это заметила, что я похож…» или «В нашей семье всех так обзывали из-за фамилии». Когда родители беседуют с ребенком на эту тему, они могут вспомнить и свое детство, посмеяться над своими прозвищами.
Объяснись!
Если спокойно сказать, что ты мне делаешь больно или что мне обидно, то обидчик может и понять обиженного. На агрессора может произвести впечатление даже то, что другие могут отказаться от их дружбы из-за его дразнилок.
Не поддавайся на провокацию.
Встречаются ситуации, когда дети специально устраивают травлю, обзывают кого-либо, кто реагирует на их действия очень бурно. А если просто смолчать или сказать, что я хочу отдохнуть от вас, то дети отстанут.
Не позволяй манипулировать собой.
При помощи обзывания один ребенок может заставить другого сделать что-то. Для этой цели используется прием на «слабо».
Назвав «размазней» или «трусом», дети толкают на совершение действия, которое нарушает правила или угрожает безопасности.
Обиженный ставится перед выбором – совершить требуемый поступок или потерять свой авторитет в глазах сверстников. Из этой сложной ситуации трудно выйти достойно даже взрослому человеку.
Обсуждая с ребенком эту ситуацию, нужно учить его взвешивать все «за» и «против». Ребенок должен понять, что для него важнее: самоуважение или доказать что-то сверстникам.
Отвечай!
В некоторых ситуациях можно ответить дразнилкой на дразнилку. Не становиться жертвой, а отвечать обидчику его же способом. Лучше, если оскорбление будет заменено интересной отговоркой.
Применяй отговорки.
Чтобы не оставлять оскорбление без ответа и не создать конфликтную ситуацию, можно выкрикнуть в ответ на дразнилку отговорку, которая помогает сохранить спокойствие и является защитой.
Примеры отговорок: « Дурак! - Приятно познакомиться, а меня зовут Толя». «Кто как обзывается, тот так и прозывается» и другие. Отговорки говорятся спокойным тоном, их доброжелательность превращает все в шутку.
Уважаемые взрослые, помогайте детям решать их вопросы, пока они не стали проблемами.
Если у вас есть свои способы , как отучить детей дразниться и обзываться, поделитесь с нами в комментариях.
Автор статьи педагог- психолог Болотова Е.Н.
Гиперактивные дети, синдром дефицита внимания.
Хорошо,если в жизни ребенка есть вера.Тогда и для обзываемоего ребенка и для обзывающего есть слова о том, как поступать.Например, золотое правило:»Итак во всем как хотите ,чтобы с вами поступали люди,так поступайте и вы с людьми «.Хотя это можно и любому ребенку сказать.Ведь обзывающий ребенок не имеет большого жизненного опыта.Он думает,что его этого никогда не коснется.Можно взрослому привести пример из своей жизни или жизни знакомых о том, что и в жизни здорового успешного человека может случится беда.И хотелось бы тогда ребенку на себе ощутить все «прелести»отношений сверстников?Много книг написано об этих историях.Почитайте.