Подготовка особых детей к обучению в школе

 

Девочка, особый ребёнок нуждается в помощи
Виктория. Нужна помощь.Фонд "Достижение"

Дошкольная подготовка и школьное образование особых детей по-прежнему является проблемой нашей страны. Детей  с дефицитом внимания, страдающих некоторыми формами ДЦП, аутизмом, даже с небольшой умственной отсталостью  не принимают в общеобразовательные учреждения. Такие дети часто изолированы от мира, находятся в специальных коррекционных школах и интернатах.

Огромную роль  в этом играют стереотипы людей о детях с подобными отклонениями. Родители по-прежнему не хотят отдавать своих детей во вспомогательные школы и всевозможными способами пытаются обойти решение врачей об определении ребенка в коррекционную школу, находят возможности учебы малыша вместе с другими детьми.

Иными словами, все попытки родителей направлены на то, чтобы сделать своего ребенка таким, как все, часто такое стремление приносит  самые неожиданные результаты.

 

Детский церебральный паралич

Заболевание связано с органическим поражением структур спинного или головного мозга.

Характеризуется нарушением мышечной  и как следствие двигательной активности.

Страдает координация движений, речь, может нарушаться зрение, слух.

 

Дети, страдающие ДЦП в своём большинстве ( около 70 %) сохраняют интеллект. При условии посещения коррекционных садов, у них так же, как у здоровых детей развиваются  мышление, память, они умеют логически рассуждать, анализировать происходящие события, получать знания об окружающем мире и даже учить иностранные языки.

В специализированных коррекционных учреждениях с детьми работают дефектологи, логопеды, психологи.

Воспитание и развитие детей с ДЦП не должно ограничиваться только работой специалистов. Родители должны поддерживать  больного ребёнка, помогать ему в освоении необходимых навыков. Часто бывает так, что у родителей «опускаются руки», они считают, что их ребёнок ни на что не способен, пусть сидит дома в своём кресле и никому не мешает.

Знаю множество случаев, когда старанием родителей, при поддержке родственников дети начинали ходить, учиться в школе, таких примеров множество.

Данил .В саду с 4 лет, не мог ходить, ползал. Сейчас ему 10 лет, прихрамывает, но учится в школе на отлично, овладел компьютером.

 Лена З., в саду с 3 лет. Не могла даже сидеть. В 7 лет ходит, держась за стенку. Сейчас 10 лет, ходит самостоятельно, учится в 3 классе.

 Максим К. в саду с 4 лет. Без ходунков не ходил, не мог встать на ноги, падал. Сейчас 10 лет, может немного бегать, ходит уверенно.

 Олег К.  бегал на цыпочках, постоянно падал. Сейчас ходит уверенно.

Благодаря своим родителям и педагогам дети были подготовлены к посещению в школу, они получили не только полноценное лечение, но и все необходимые знания и навыки.

Родители должны знать, что  структуры  растущего головного мозга у ребёнка развиваются и всегда есть надежда, что он будет ходить, видеть, слышать, общаться с друзьями, быть полноправным членом общества.

Умственная отсталость

Умственная отсталость – это не психическое заболевание, а особенное физическое состояние, когда ребенок может развиваться только в пределах своих биологических возможностей. При этом умственно отсталые дети могут обучаться, развиваться и становиться полноценными членами общества. Но сам диагноз настолько пугает родителей, что заставляет их совершать самые нелепые поступки в надежде скрыть специфическое состояние ребенка от окружающих.

Часто умственную отсталость отожествляют с олигофренией. Специалисты допускают такое сравнение с одной разницей, что олигофрения имеет конкретную причину, а природа возникновения умственной отсталости у детей может быть совершенно разной и до конца не изучена.
В любом случае, такой ребенок требует повышенного внимания.

Мнение, что умственно отсталый малыш может ходить в обычный садик – ошибочно. Такому ребенку нужно внимание психологов и педиатров не менее 30 часов в неделю.

Если в группе детского сада около 30 человек, то ни один воспитатель не может вам обеспечить должного внимания для вашего одного ребенка.

Подготовка ребенка к школе должна проходить поэтапно и очень основательно. К моменту зачисления в школу ребенок должен владеть некоторыми знаниями : ориентироваться в пространстве, знать элементарные математические понятия, иметь хороший словарный запас,  самостоятельно обслужить себя в столовой и туалете и прочее.

Кроме того, ребенок должен уметь наладить контакт с другими школьниками, т.е. владеть всеми социальными навыками.

В данном случае вам помогут качественные консультации специализированного психолога и работа в группах для умственно отсталых детей.

Родителям нужно хорошо подумать о том, нужно ли отдавать такого ребёнка в обыкновенную школу. Это связано  не с ограниченностью способностей ребенка к развитию и обучению. Умственно отсталые дети иногда показывают отличные результаты в учебе.

Истинной причиной является неготовность остальных детей принимать такого ребенка в своем кругу общения, что может со временем усугубить способность ребенка к социализации и адаптации.

При правильной адаптации ребенка к обществу, такие люди могут спокойно сосуществовать со здоровыми людьми в любом коллективе, выполнять свою несложную работу, заводить семьи и даже иметь здоровых детей.

 Аутизм

Дети, которые страдают аутизмом, имеют особые потребности. Поэтому к их воспитанию нельзя подходить так, как это делают с обычным ребенком. Ведь такие дети имеют серьезные проблемы во взаимодействии с внешним миром.

Итак, ребенку поставлен диагноз «аутизм». Прежде всего, не надо паниковать. Но тем не менее, надо знать, что такие диагнозы ставят только опытные специалисты, и уж если такая запись имеется в карточке , то нужно обеспечить ему все условия для развития.

От того, как будет происходить его обучение, воспитание  будет зависеть его дальнейшая социализация. Поэтому важно  выбрать оптимальную программу воспитания.

Прежде всего, нужны оптимальные условия дома. Только так он будет чувствовать себя комфортно и, главное, полностью защищенным. Если ребенок противится контактам с нежелательными людьми, то надо оградить  от них.

Будьте особо внимательными, если у ребенка возникает приступ ярости. В такие моменты он может нанести себе повреждения или что не менее опасно выбежать на проезжую часть города.

Родителям надо все время общаться с ребенком. Это надо делать даже тогда, когда вам кажется, будто он ни на что совершенно не реагирует. Это не так: он реагирует на все происходящее, просто у него особая реакция, своеобразные жесты. Со временем вы научитесь понимать их. Несмотря на специфическую реакцию малыша, родителям надо продолжать общаться с ним.

Для таких детей требуются специальные игры. Они не предусматривают речевой активности. Но в то же время дети охотно играют с головоломками, лото, пазлами. Можно давать делать аппликации, т.к. они охотно составляют рисунки, выкладывают мозаики. Во время игр надо следить, чтобы были задействованы все анализаторы.
Ребенку надо объяснять смысл того, что он видит и слышит. Таким образом, у него будет постепенно развиваться речь. Не надо торопить такие процессы: речевое развитие  должно быть слаженным и, главное, постепенным. Необходимо приучать к полезным действиям, прививать навыки самообслуживания - только так у него будет пропадать ощущение страха.

Гиперактивность

Определение гиперактивности

Определённый комплекс отклонения при нормальном развитии интеллекта ребёнка, специалисты определяют термином гиперактивность.

Определить такой диагноз должны врачи, остальные участники воспитательного процесса могут ограничиться предположением, так как необходимо тщательное наблюдение за детьми в течении длительного времени.
Первые признаки подобных отклонений можно наблюдать в дошкольном возрасте. В следствии поражения центральной нервной системы нарушаются регуляции  внимания и контроля.

Если у 5-7-летнего гиперактивного малыша нарушения поведения проявляются не так проблемно, то после поступления в учебное заведение ребёнок чувствует большие трудности. Требования к детям во время школьных занятий возрастают, на уроках требуется повышенное внимание. Дети с недостатком внимания не смогут быть успешными учениками, они отстают в развитии от одноклассников.

У подростков гиперактивность не проявляется, зато внимание остаётся рассеянным. Ребёнок малоактивен, у него наблюдается инертность психологической деятельности.

Учитель и родители должны знать причины поведения таких детей. Этиология и патогенез данного  заболевания до сих пор полностью не выяснены. Специалисты утверждают, что тут взаимодействуют несколько факторов:
различные поражения мозга – черепно-мозговые травмы, нейроинфекции;

осложнения во время беременности или родов;

генетические факторы;

пищевые факторы;

социальные факторы.
Клинические проявления

Синдром дефицита внимания медицинские работники диагностируют по таким клиническим проявлениям:
ребёнок даже сидя ведёт себя беспокойно, его конечности постоянно в движении;

всё время отвлекается, проявляет нетерпеливость в играх, занятиях;

не дослушивает до конца, отвечает невпопад;

отсутствует внимание во время участия в играх, занятиях;

не завершая одного дела, приступает к другому;

ведет себя шумно, беспокойно;
очень разговорчив, не даёт покоя окружающим;

не слушается взрослых, рассеян, постоянно теряет необходимые для игр или занятий предметы.

Если у ребёнка проявляются 8 вышеперечисленных признаков, то такой ребёнок гиперактивный.

В лечении гиперактивности должны принимать участие профессионалы различных профилей: врачи  (медикаментозное лечение), психологи (коррекционно-развивающие программы), учителя и, конечно, родители.

Последние должны психологически поддержать такого ребенка, иначе он сам не сможет преодолеть трудности.

Советы родителям

Поддерживайте у детей оптимистический взгляд на жизнь: хвалите за каждый успех – это повысит у него веру в собственные силы.

Исключите из лексикона слова «нет», «нельзя».

Голос взрослого должен быть сдержанным, негромким, мягким.

Не давайте ребёнку сразу несколько задач.

Устные просьбы подкрепляйте визуализацией.

Особенно хвалите ребёнка за те задачи, которые требуют концентрации внимания.

Режим дня должен быть точным и четким.

Поменьше бывайте в многолюдных местах.

Дабы не снижался самоконтроль, не переутомляйте ребёнка.

Во время игр выбирайте для ребёнка только одного партнера.

Чередуйте умственную нагрузку с физической на протяжении учебного дня.

Советы учителям

Особые дети требуют индивидуальной работы с ними.

Поощряйте только хорошие поступки, не обращайте особого внимания на отвратительное поведение.

Усадите ученика напротив доски в центре класса.

Построение урока должно быть четким и привычным.

Пишите все задания на доске.

Задавайте только одно задание в определенное время. Большие задания давайте частями.

Ребёнок должен иметь возможность двигаться: умственные занятия должны чередоваться с физическими.

Слаженные действия родителей, педагогов, психологов помогут детям адаптироваться к жизни в обществе, нормализировать общее развитие, получить необходимое образование.

Играем и прыгаем для детей с ДЦП.

 

Добавить комментарий