Cуществует термин «особый», которым называют людей с серьёзными нарушениями в здоровье. Это могут быть дети, имеющие какие-то генетические отклонения, задержку в психическом развитии, страдающие различными формами ДЦП.
Социальное воспитание для детей с отклонением в развитии имеет самое большое значение. Во главу воспитания становится развитие коммуникабельности, умения общаться.
Способность к общению не является врождённой, она формируется в процессе приобретения жизненного опыта через взаимодействие с другими людьми.
Младенец только появился на свет и уже получает первый социальный опыт - тесный контакт с окружающими его людьми: ласковые слова мамы, тёплые прикосновения, любовь окружающих. По мере роста ребёнка опыт взаимного общения усложняется и преобразуется.
Основная роль в развитии социальных навыков принадлежит взрослым, они передают ребёнку свои знания. Не менее важным является общение маленького ребёнка со своими сверстниками - в детском саду, на игровой площадке.
В результате совместных игр у ребёнка формируется представление о себе в окружающем мире, о собственных возможностях.
Очень часто такие дети находятся в ограниченном пространстве только среди близких людей, не посещают детские площадки, не ходят в гости к друзьям. Результатом этого являются недостаточные представления об окружающей действительности, т.е. ребёнок как бы оторван от внешнего мира.
Очень часто в структуре нарушений у детей отмечается недостаток познавательной деятельности, особенно если ребёнок изолирован от детского общества или с ним не занимаются специально подготовленные педагоги.
Также у детей с отклонением в развитии возможна эмоционально- личностная незрелость, когда эмоции ребёнка невыразительны, он подавлен, как бы «уходит в себя».
Недостаток познавательной деятельности, эмоционально - личностная незрелость, оторванность от внешнего мира затрудняют социальную адаптацию, у ребёнка появляются трудности в общении со взрослыми и другими детьми.
Как научить ребёнка адаптироваться в окружающей социальной среде?
Главное, не нужно изолировать ребёнка с отклонениями в развитии от всего мира. Если ребёнок не может ходить - вывозите малыша на детскую площадку, пусть он наблюдает за играми сверстников. Дети любопытны, через некоторое время они сами подойдут к вам, начнут разговаривать, общаться, приглашайте их к себе в гости.
Вы увидите, как ваш ребёнок будет радоваться новым друзьям, ждать встречи с ними.
Знакомьте его с проблемными ситуациями, которые могут возникнуть в общении с друзьями, разбирайте их, вместе решайте.
Если ребёнок может активно двигаться, путешествуйте с ним, знакомьте с особенностями поведения, общения людей разных национальностей.
Особый ребёнок не должен чувствовать свою «особенность».Он должен знать, что он такой же полноправный член общества, как и другие дети.