Социальная адаптация особых детей

особый ребёнок

Cуществует термин «особый», которым называют людей с  серьёзными  нарушениями в здоровье. Это могут быть  дети, имеющие какие-то  генетические отклонения, задержку в психическом развитии, страдающие различными  формами ДЦП.

Социальное воспитание для детей с отклонением в развитии  имеет  самое большое значение. Во главу воспитания становится развитие коммуникабельности, умения общаться.

Способность к общению не  является врождённой, она формируется в процессе приобретения жизненного опыта через взаимодействие с другими людьми.

Младенец только появился на свет и уже получает первый социальный опыт - тесный контакт с окружающими его людьми: ласковые слова мамы, тёплые прикосновения, любовь окружающих. По мере роста ребёнка  опыт взаимного общения усложняется и преобразуется.

Основная роль  в развитии социальных навыков принадлежит взрослым, они передают ребёнку свои знания. Не менее важным является общение маленького ребёнка со своими сверстниками - в детском саду, на игровой площадке.

В результате совместных игр у  ребёнка  формируется  представление о себе в окружающем мире, о собственных возможностях.  

Очень часто такие дети находятся в ограниченном   пространстве только среди   близких людей, не посещают детские площадки, не ходят в гости к друзьям. Результатом  этого являются  недостаточные  представления  об окружающей действительности, т.е. ребёнок как бы оторван от  внешнего мира.

Очень часто в структуре нарушений у  детей  отмечается недостаток познавательной деятельности, особенно если ребёнок изолирован от детского общества или  с ним не занимаются  специально подготовленные педагоги.

Также  у детей с отклонением в развитии возможна эмоционально- личностная незрелость, когда эмоции ребёнка невыразительны, он подавлен, как бы «уходит в себя».

Недостаток познавательной деятельности, эмоционально - личностная незрелость, оторванность от внешнего мира  затрудняют социальную адаптацию, у ребёнка появляются трудности в общении со взрослыми и другими детьми.

Как научить ребёнка адаптироваться в окружающей социальной среде?

Главное, не нужно изолировать ребёнка с отклонениями в развитии от всего мира. Если ребёнок  не может ходить - вывозите малыша на детскую площадку, пусть он наблюдает за играми  сверстников. Дети любопытны, через некоторое время они сами подойдут к вам, начнут   разговаривать, общаться, приглашайте  их к себе в гости.

Вы увидите, как ваш ребёнок будет радоваться новым друзьям, ждать встречи с ними.

Знакомьте его с проблемными ситуациями, которые могут возникнуть в общении с друзьями, разбирайте их, вместе решайте.

Если ребёнок может активно двигаться, путешествуйте с ним, знакомьте с особенностями  поведения, общения людей разных  национальностей.

Особый ребёнок не должен чувствовать свою «особенность».Он должен знать, что он такой же полноправный член общества, как и другие дети.

Добавить комментарий