Воспитание особых детей через игры

Больной ребёнок

Рождение ребёнка – это всегда чудо, радость для родителей. Какое счастье, если малыш здоров!

 Но иногда эта радость омрачается, если у ребёнка выявляются такие заболевания, как детский церебральный паралич, синдром Дауна и другие.

Как встретит малыша мир? Порадуется его появлению или отвергнет?

Не секрет, что некоторые родители боятся трудностей  воспитания и отдают больных детей в специальные интернаты.

Любящие родители никогда не оставят своего ребёнка в беде и сделают всё возможное, чтобы довести его развитие до нужного уровня.

 Многие дети с отклонением в развитии посещают коррекционные детские сады или школы. Там они проходят курс реабилитации, на занятиях  дети знакомятся с окружающим миром, учатся читать,  знакомятся с элементами математики, обучаются ручному труду, получают навыки самообслуживания. 

Совместно с другими воспитательными и образовательными процессами идёт работа по формированию у детей  социально - коммуникативных  и других необходимых навыков. 

 В результате общения детей  между собой такие навыки формируются быстрее, чем у тех  детей, которые не посещают коррекционные сады.

 Для чего нужны социально – коммуникативные навыки? Что они включают в себя?

В зависимости от формы и тяжести заболевания социально- коммуникативные навыки у детей имеют разные уровни –  от  высокого до очень низкого. При высоком уровне ребёнок легко вступает во взаимодействие с другим человеком, он внимательно слушает, отвечает на вопросы, имеет своё суждение.

При низком уровне  сформированности  навыков ребёнок с трудом вступает во взаимодействие, как со взрослыми, так и сверстниками, чувствует себя скованно, на вопросы может не отвечать, отдаёт предпочтение игрушкам или книгам.

При очень низком уровне  ребёнок не общается ни с кем, его ответы односложны «Да», «Нет», может не отвечать совсем, занимаясь только игрушками.

Дети, не посещающие  коррекционные детские сады, имеют, в основном, низкий уровень социально коммуникативных навыков.

Из-за отклонения в физическом, речевом, а иногда и в психическом развитии наблюдается также низкий уровень игровой деятельности. Игры детей однообразны, непродолжительны, им сложно придумывать сюжет.

Когда ребёнку исполнится 7 - 8 лет он обязательно будет учиться в школе, низкий уровень социально - коммуникативных навыков  сделает обучение проблемным. Задача родителей - как можно раньше начинать работу со своим ребёнком по накоплению социального опыта, умению общаться, помочь малышу понять, что такое правила хорошего тона, познакомить с нормами этикета.

Развивающие игры

Большую помощь в развитии, воспитании особых  детей  окажут развивающие игры.

Так, например, игра «Части тела»- познакомит ребёнка с особенностями  строения человеческого тела.

В игровой  форме можно рассказать ребёнку о строении его тела, о том, что человек умный, он сам может заботиться о себе, о своём организме. Что человек способен управлять своими мыслями, чувствами, даже если очень хочется заплакать, он может сдержаться. Это трудно, когда нужно управлять собой, но он, хоть и маленький - человек и может справиться, если захочет.

 Ребёнка необходимо познакомить с миром людей, дать знания о народах мира, о том, что он сам является пока маленьким человеком.

 Нужно учить ребёнка думать о себе, о родных, учить делиться своими мыслями.

Он должен знать, что кроме его семьи есть много других людей, у которых есть тоже чувства, мысли, поступки. У всех людей одинаковое строение тела, этим они похожи, но разный цвет глаз, волос.

У каждого свой голос, по нему можно узнать человека. Все люди должны жить между собой в мире, должны дружить.

Игры, которые можно использовать в обучении детей

Игра «Настроение» - весёлые котята помогут поднять настроение, научат определять эмоции у других, малыш будет знать, когда мама сердится, а когда улыбается.  Постепенно, через себя, через свои ощущения, он научится видеть  и понимать чувства, поступки других людей.

 Поможет познакомиться с эмоциями другая игра – «Мимо - Мэмо.»

Ввести ребёнка в мир взрослых, в профессии помогут наборы военных, полицейских, игра «В гостях у фермера».

Что бы познакомить ребёнка с народами других стран, соберите вместе с ним « Корабль путешественников» и отправляйтесь в «плавание» по карте мира. По пути вам могут встретиться Пираты (купить набор), разные люди (набор).

Беседуйте с ребёнком о том, как нужно общаться с незнакомыми, дайте элементарные правила о безопасности жизни среди чужих людей, познакомьте с правилами этикета.

Очень важно, чтобы все знания о себе, об окружающих людях ребёнок получал в интересной форме, через чтение сказок, беседы, рассматривание семейных фотографий, фильмов, через наблюдения за играми других детей.

 Игры  «Год и месяц» познакомят малыша с особенностями природных сезонов, помогут выучить названия месяцев;

серия «Одевалки» научит соотносить виды одежды с сезоном, закрепят знания о временах года.

Играя с родителями или с товарищами в игру «Покажи то, что видишь», ребёнок научится   общаться, совместно играть, обсуждать ситуации.

Большую помощь в воспитании  больных детей может оказать компьютер:10 – 15 минут печатания на клавиатуре (независимо от того, знает ли ребёнок буквы), помогут мелкой моторике пальчиков. По личному опыту знаю, что такое «печатание» восстанавливало движение скованных пальцев.

Уважаемые родители, берегите своих детей, занимайтесь с ними. Не оставляйте их  беспомощными на произвол судьбы. Они такие же, как все, только имеют некоторые ограничения в движениях.

Начинать занятия, игры с детьми нужно с самого раннего возраста, тогда ребёнок лучше усвоит все необходимые для жизни знания, умения, навыки.

 Кинезиологические игры особым детям

Один комментарий для “Воспитание особых детей через игры”

Добавить комментарий