Мы уже рассказывали о возрастных периодах обучения рисованию, в этой статье познакомимся с техникой рисования в работе с детьми раннего возраста.
Техника рисования для малышей включает в себя знакомство с кисточкой, карандашом, с красками, с цветом, обучение изображению различных линий.
Знакомить малыша с карандашом и кисточкой можно начинать уже с 1,6- 2 лет. Кисть нужно выбирать с учётом возраста, чем младше ребёнок, тем кисточка должна быть крупнее - №5 или № 6.
Сначала ребенок будет рисовать каракули. Для него главное в этом возрасте научиться устанавливать зрительный контроль за своими действиями.
Только к двум с половиной, трем годам ребенок научится интерпретировать свои «каляки - маляки».
Начинать знакомство лучше с рисования кисточкой. Сухой кисточкой проведите по руке малыша так, чтобы ребёнок ее почувствовал.
При этом обратите его внимание на то, что следов не остается .
Кисточку опустите в краску и снова проведите по ладошке малыша. Заинтересованному малышу дайте порисовать кисточкой на бумаге.
Используйте только краски, предназначенные для детского рисования (гуашь). После знакомства и рисования кистью можно перейти к рисованию карандашами.
Во время рисования следите, чтобы ребёнок держал кисточку или карандаш правильно . Если малыш держит их не правильно, а так, как ему удобно, то не огорчайтесь и не огорчайте замечаниями юного «художника»/
Возьмите карандаш и правильно вложите в руку ребенка, не выпуская, нарисуйте вместе, чтобы ребенок почувствовал направление движения.
Карандаш должен лежать на среднем пальце, большой палец держит его сбоку, указательный палец сверху - помогает большому . Малыш запомнит эти движения, они будут более скоординированными.
Знакомим с основными цветами.
Основными являются цвета: красный, желтый и синий.
Смешивая их, мы получаем оттенки. Синий +желтый = зеленый. Красный + желтый = оранжевый. Синий + красный = фиолетовый.
С 2,5 - 3 лет покажите ребёнку, как можно получить различные оттенки, смешивая цвета красок. Предложите ему поэкспериментировать с цветом.
Рисуйте вместе, например, нарисуйте дом, пусть ребёнок пририсует окна или дым из труб; нарисуйте тучку, а малыш нарисует дождик; вы - дерево, малыш - яблоки на нём и т.п.
Пусть ребёнок попробует рисовать на бумаге разных видов - оберточной, бархатной.
На первом этапе необходимо научить ребенка проводить линии в нужном направлении.
Рисуем дождик
Цель: учить рисовать вертикальные линии.
Возьмите лист бумаги и прикрепите его к столу скотчем, чтобы он не двигался. Возьмите его руку в свою, покажите, как делать размашистые вертикальные штрихи – «дождь». В следующий раз так же нарисуйте травку, заборчик.
Рисуем дорожку
Цель: учить рисовать горизонтальные линии
Лист бумаги закрепить на столе. Проведите рукой ребёнка слева направо горизонтальную линию: «Это дорожка для машины». Маленькую машинку прокатить по «дорожке». Предложите малышу самому нарисовать дорожки для своих игрушек, например, для самолета, медвежонка, куколки .
Рисуем круг
Вместе нарисуйте круг, пусть ребенок запомнит это движение. Для того чтобы научиться рисовать круги предложите нарисовать гнездышки для птичек.
Цветные гнездышки для птичек
Цель: Научить рисовать линии округлой формы и координировать руку во время рисования. Возьмите кусочки пластилина разных цветов , скатайте шарики – это будут птички. Приклейте их по одной в разных местах листа. Возьмите карандаш того же цвета, что и птичка и рисуйте линии по спирали вокруг пластилинового шарика. Каждая птичка в своем гнездышке!
Рисуем снежинки
Цель: учить рисовать горизонтальные и вертикальные линии.
Предложите ребенку нарисовать снежинки. Для показа возьмите синий карандаш и проведите горизонтальную линию, затем проведите вертикальную линию – снежинка готова.
Возьмите руку ребенка в свою и вместе нарисуйте такой же крестик – снежинку. Предложите малышу нарисовать много-много снежинок: «На улице холодно, давай укроем землю снегом. Ей будет тепло под снежным одеялом!».
Волшебные картинки
Цель: вызвать интерес к рисованию.
Возьмите копировальную бумагу, лучше нескольких цветов, соединив ее скотчем, положите на лист бумаги, а сверху еще один. Пусть ребёнок почиркает на листе простым карандашом, как ему вздумается. Поднимите лист и посмотрите, что получилось на другом листе – волшебство – там тоже линии, но уже других цветов.
Рисуем ягоды
Цель: учить делать мазки
Возьмите кисточку и красную гуашь. Возьмите руку рёбенка в свою и покажите, как взять краску на кисточку. Затем поставьте на лист отпечаток, слегка коснувшись кисточкой поверхности – «ягодка». Пусть малыш ставит такие отпечатки по всему листу: «Сколько у нас выросло ягод!». Таким же образом можно рисовать оранжевые «осенние листочки», белый «снег» на черном листе бумаги, жёлтые «огоньки» на синем листе бумаги.
Черное и белое
Цель: Учить различать темные и светлые цвета.
Возьмите лист черной бумаги и лист белой. Предложите ребёнку порвать белый лист на маленькие кусочки – это будут звёздочки. Приклейте звёздочки к чёрному небу и скажите: «Видишь, как ярко они засияли!»
Контрастные цвета. Теплые и холодные цвета
Цель занятия: дать ребенку представление о теплых и холодных цветах. Запомнить основные признаки времени года – лета и зимы.
Предложите ребенку нарисовать теплый летный пейзаж, используя только теплые цвета (жёлтый, оранжевый, красный) и зимний холодный, используя холодные цвета ( голубой, синий, белый, серый). Кроме рисования можно предложить малышу сделать аппликацию на любую тему из природного материала.