Родители мечтают, чтобы их любимые детки быстрее и раньше научились читать, лучше других знали все буквы, считали до 100. Чтобы все смотрели на их детей и говорили: « У вас растёт вундеркинд!». И начинают уже с года учить читать и считать.
Ох уж эти родители!
А как же грязные лужи, жуки на траве, игры с приятелями в песочнице? Нужно ли малышей заставлять становиться самыми - самыми?
Дошкольник - это самый любопытный и любознательный народ. Им интересно всё, что их окружает.
Довольно часто малыши уже с раннего возраста начинают проявлять интерес к буквам и цифрам.
Появление этого интереса должно быть замечено родителями и только с этого момента необходимо его развивать, не заставляя изучать буквы в то время, когда ребёнку это не интересно.
Интерес к буквам появляется чаще там, где малышу читают много детской литературы - стихов, сказок. Он пытается раз за разом повторять содержание сказки, ищет пальчиком буквы и с серьёзным видом «читает» книжку.
Как развить интерес к буквам и научить читать
Для начала купите сыну или дочке красочную азбуку, на которой будут изображены знакомые картинки.
Можно повесить в детской комнате плакаты с большими рисунками и крупными печатными буквами.
Если у малыша своя комната, на двери желательно разместить его портрет, а под ним имя, которое также должно быть написано крупными печатными буквами.
На полках с игрушками прикрепите таблички: «Машины», «Книги», «Карандаши» и т. д. Рядом с надписью на табличке должно быть изображение предмета, это необходимо для того, что легче было связывать между собой предмет и его название.
Надписи желательно делать красными чернилами, а не чёрными. Учёные установили, что в раннем детстве этот цвет воспринимается и запоминается лучше.
Малыш в 3-4 года не только усвоит новые слова, научится читать их, но и будет знать, что у каждой игрушки, книжки есть своё место. Он научится соблюдать порядок в своей комнате или в уголке.
Попутно, изучая названия табличек предлагайте сосчитать количество предметов на полке: «Сосчитай, сколько машин стоит на полочке? А если одну убрать, сколько останется?».
На прогулке можно обратить внимание ребёнка на то, что написано на домах, в переходах, например, «Выход», «Вход», «Переход» (на автомобильной дороге), названия магазинов.
Достаточно прочитать один раз, любознательный ребёнок на следующей прогулке будет сам просить вас прочитать, что там написано, а может уже запомнит и подскажет вам.
Дети очень любят рисовать, самостоятельно выводить буквы. Помогите ему, когда пишите его имя называйте вслух каждую букву, а потом всё имя.
Можно поиграть с ним в игру: « Найди слово».
Вы задаёте какую- то букву, а малыш должен назвать какой- либо предмет, который начинается на эту букву (для разнообразия можно предложить другие условия, например, буква должна встретиться в середине слова или в конце).
Для знакомства дошкольников с буквами можно использовать тренажёры, предложенные известным педагогом Марией Монтессори.
Она предлагала детям карточки из толстого картона, в которых были прорезаны буквы, обводя которые несколько раз, ученик их легко запоминал.
Другой тренажёр был изготовлен из наждачной бумаги, ощупывая выпуклые буквы, ребёнок запоминал их. С помощью этих тренажёров дети не только изучали саму букву, но и учились её писать.
Такие тренажёры родители могут сделать самостоятельно и применять их в работе с детьми.
Буквы можно вместе с сыном или дочкой слепить из пластилина, вырезать из теста, скрутить из проволоки, вырезать из цветной бумаги.
Свободно играя, творчески работая с пластилином, глиной, рисуя, рассматривая картинки с буквами дошкольники быстро запоминают их и уже к поступлению в школу начинают читать самостоятельно.