Самая прямолинейная фигура. Урок 5

 

 Ладья сильная фигура

На сегодняшнем 5 уроке мы расскажем об одной из самых важных и сильных, прямолинейных фигур - о  Ладье.

В начале шахматного сражения ладьи  располагаются  у самого края линий: у белых это клетки а1 и h1, у чёрных - a8  и h8.

Ладью называют прямолинейной  потому, что она ходит  вперёд, назад, влево, вправо только по прямым линиям.  Перепрыгивать через свои или чужие  фигуры она не может, поэтому ходит только по открытым линиям, т.е. по линии, на которой нет никаких фигур.

Ладья относится к тяжёлым фигурам, является очень важной и значительной в шахматной игре.

Если её сравнивать с другими, то по силе она равняется примерно сумме таких фигур, как слон и 2 пешки;

как конь и две пешки;  как 5 пешек.

Как ходит ладья
Ладья ходит по открытым линиям только прямою

Ладья является единственной, кто может спрятать короля, сделав с ним ход, который называется  РОКИРОВКА.

Белые и чёрные игроки могут сделать рокировку за время игры только один раз.

Она бывает длинной и короткой.  Длинная имеет при письме обозначение 0 - 0 - 0, короткая

0 - 0.

По правилам, рокировка всегда начинается с короля, т,е. король перепрыгивает через одну клетку, если это короткая рокировка, то белый король встаёт с е1 на g1, а ладья перемещается с h1 на f1.

При длинной рокировке король с е1 переходит на с1,   ладья с а1 встаёт на d 1.. Рокировка разрешается только в том случае, если между королём и ладьёй нет других фигур  и если  ни король, ни  ладья ни разу не делали ход.

Очень часто игроки ошибаются, начиная рокировку с ладьи. Если шахматист возьмётся рукой  вначале за ладью, а потом делает рокировку королю, то противник может оспорить этот ход и заставить  шахматиста сделать ход только ладьёй. Рокировка будет потеряна.

Задания для родителей

Прежде чем начинать знакомство с новой фигурой необходимо повторить всё, что ученик знает о пешке и короле - как они ходят, на каких линиях располагаются, их значение в шахматном сражении.

После беседы о пешке и короле можно начинать знакомство с новой фигурой - ладьёй.

Вопросы к ученику:

сколько ладей принимают участие в сражении с обеих сторон;

на какой линии ставятся ладьи в начале игры;

на какие фигуры можно обменять ладью;

как обозначается ладья в записи игры;

что такое открытая линия.

Игры

«Атака на вражеского короля» -  кто быстрее найдёт то положение ладьи, при  котором король оказывается под ударом.

«Смелые пешки»- нужно быстро построить пешки так, чтобы закрыть короля от ладьи. Желательно,  чтобы ребёнок объяснял,  почему он делает тот или иной ход.

Игры можно проводить на пустой доске, используя только фигуры короля, ладьи и пешки. Дайте возможность придумывать ученику свои  2-3 ходовые игры.

Эти игровые занятия знакомят ученика с новой фигурой, напоминают правильные ходы пешек и короля, учат логически мыслить, размышлять, объяснять свой ход.

 Урок про коня 

 

Добавить комментарий