Особенности младшего школьного возраста

линейка 1 сентября

Школьный возраст начинается с шести – семи лет и длится до семнадцати – восемнадцати.

Подразделяется на несколько ключевых этапов:
младший школьный (до достижения 11 лет);
старший школьный (после достижения двенадцатилетнего возраста).

Многие исследователи также выделяют средний школьный (от одиннадцати - двенадцати до пятнадцати лет) период, который является своеобразным переходом от детского возраста к периоду юношества.

Первый временной отрезок считается периодом полового взросления, или подростничеством.

Особенности возраста от 7 до 11 лет

Организм младшего школьника претерпевает серьёзные изменения в физиологическом и морфологическом плане, по строению он начинает напоминать организм взрослого человека (например, увеличивается грудная клетка, объём желудка, совершенствуется нервно-психическая деятельность, меняется количество лимфатических узлов).

Младший школьник в большей степени устойчив к заболеваниям, чем дошкольник, так как механизмы адаптации, иммунитет на этом этапе более совершенны.

При этом кожа ребенка остается весьма уязвимым местом для инфекций, поэтому нужно избегать дешевых синтетических изделий (кофточки, майки),Такие средства для нанесения на кожу, как мази, крема лучше приобретать проверенные, не вызывающие аллергию.

Следует контролировать осанку ученика, его скелет очень гибкий и неправильное положение за столом во время выполнения уроков может привести к сколиозу, кифозу, лордозу позвоночника. Ребёнок должен сидеть прямо, облокачиваясь на спинку стула, ноги должны не висеть в воздухе, а стоять на полу.

В период с 6 до 11-12 лет идёт активное развитие мыслительных, познавательных процессов.

К завершению этого периода  дети обладают способностью самостоятельно анализировать события, делать выводы, работать над своими ошибками, контролировать свои действия, размышлять, соотносить своё мнение с чужим.

В возрасте семи - восьми  лет ребёнок вступает во второй возрастной кризис развития. События, поступки он определяет либо как хорошие, либо как плохие, у него нет промежуточных категорий.

Первоначально детям этого возраста трудно адаптироваться к новой социальной роли, образу жизни и модели поведения. Им сложно сконцентрироваться на чём-то одном достаточно долго, поскольку ещё не полностью сформирована самокритичность и произвольность внимания.

 Взрослые должны помочь младшему школьнику организовать своё время так, чтобы он успевал выполнить все домашние задания (лучше начинать с письменных упражнений),  имел возможность прерваться на отдых. Иначе, он быстро устанет, может потерять интерес к процессу обучения, мотивацию на успех.

Родители не должны слишком сильно акцентировать своё внимание на оценках, необходимо хвалить ребёнка, формируя у него уверенность в собственных силах. В противном случае  могут появиться предпосылки для развития неврозов, агрессивности, грубости.

Продолжительность урока (максимальная дневная нагрузка 4 занятия) у детей шести лет не должна превышать тридцати пяти минут, после каждого делается небольшой перерыв (20 – 15 минут). После школы малыш должен поспать два часа.

Родителям необходимо с помощью специалиста определить психологическую готовность своего чада к школьному обучению.

Его должна интересовать перспектива перехода (зачисления) в первый класс. На такую ситуацию дети реагируют по-разному: одних привлекает возможность освоить чтение, счет, письмо, стать более взрослыми (ориентация на содержание образования); другим не терпится «поиграть» со школьными принадлежностями (ориентация на внешние атрибуты); третьи хотят остаться в детском саду.

Это поведение в некоторой мере свидетельствует о том, насколько ребенок готов стать учеником.

Младшие школьники уже имеют друзей, они активно взаимодействуют, общаются друг с другом, иногда, даже если взрослые не одобряют дружбы с каким-то мальчиком (девочкой), они не спешат от неё отказываться и мнение коллектива оказывается для них весомей.

У них сформированы представления о дружбе, заботе, чуткости, ценности и уникальности другого человека.

В некоторых семьях родители  запрещают своему ребёнку  часто приглашать друзей к себе домой.

Это ставит его в затруднительное положение, ведь ему хочется с ними повеселиться, обсудить полученные впечатления. Этот запрет порождает у младшего школьника неуверенность, сомнения в себе, своих силах,  другие детки могут начать меньше контактировать с ним.

Родители должны идти навстречу своему чаду, понимая, что для него важно общение со сверстниками. Безусловно, такие встречи будут сопровождаться шумом, смехом, громкими криками, но в социальном отношении первоклассник будет развиваться быстрее.
Если взрослые доброжелательно, приветливо относятся к друзьям своего сына (дочки), то дети получают массу приятных, положительных эмоций от разговоров, игр и с удовольствием приходят в следующий раз, а родители смогут проконтролировать и при необходимости скорректировать поведение школьников.

Если родители ведут крайне авторитарно по отношению к своему ребенку, ограничивают его свободу, постоянно вынуждая действовать в соответствии с собственной моделью поведения, то они рискуют воспитать зависимого, неуверенного в себе человека.

 Он должен учиться принимать самостоятельные, обдуманные решения. Здесь речь не идет о безграничной свободе выбора, но уже в этом возрасте он имеет право на некоторую самостоятельность.

Итак, переход к младшему школьному возрасту – новый, особо важный этап в жизни любого малыша. Он несет в себе множество трудностей, препятствий, с которыми нужно справляться. Близкие должны помогать ему, поддерживать в случае неуспеха и постараться сохранить серьезное, трепетное отношение к школе у первоклассника.

 При таком подходе он не будет бояться не оправдать ожиданий взрослых и сможет погрузиться в необычную, интересную для него деятельность, радовать близких хорошими отметками, почувствовать удовольствие от правильно решенной задачи, красиво написанной строчки.

 

 

 

 

Добавить комментарий