«Малыш, ну скажи хоть слово», - просит мама у двухлетней дочки, но та отвернулась и занялась складыванием башни из кубиков.
Родители удивляются и недоумевают, не зная причины, по которой их дочка отказывается говорить. Они окружили её игрушками, вниманием, любовью.
В чём причина, почему ребёнок не хочет разговаривать?
Развитие речи у каждого из детей происходит индивидуально и зависит от многих факторов. Если двухлетний ребёнок молчит, нужно постараться понять, почему это происходит.
Причины возможны самые разные
Одним из факторов задержки речи являются "лепетные" слова, когда ребёнку называют предметы неправильно: ляля, ням-ням, бибика и т.п. Последствия такой речи таковы, что в будущем у ребёнка может развиться аграмматизм, он будет заменять звуки, смешивать их.
Поэтому очень важно, чтобы взрослые все слова произносили чётко и правильно.
Задержка развития речи может произойти в возрасте, когда родители начинают знакомить ребёнка с окружающим миром.
Малыш запоминает названия предметов, игрушек, может даже их повторить. Родители считают, что показывая и называя, они развивают речь своего ребёнка.
Ошибка состоит в том, что родители не включают в предметное действие активную речь, т.е. нет желательного совместного общения.
Малыш играет, занят своими игрушками, иногда даже что-то восклицает, родители довольны и спокойны. Кажется, что всё хорошо.
Но если внимательно присмотреться к ребёнку, видно, что он полностью погружён в свой мир и на обращение к нему родителей не реагирует. Если что-то не получается, он нервничает, плачет, но к взрослым за помощью не обращается.
Родители должны не просто любить и баловать ребёнка, а как можно больше общаться с ним, разговаривать, играть в совместные игры.
Не нужно окружать малыша большим количеством игрушек. Каждую новую необходимо обыгрывать, т.е. показывать действия, которые можно произвести с игрушкой: машинку можно не только катать, но и нагружать кирпичиками, а куклу нужно покормить, уложить спать.
Можно, например, сочинить сказку, в которой кукла является главным героем. Сочинение должно быть интересным, содержательным - таким, чтобы ребёнок захотел его повторить.
Всё, что вы показываете - объясняйте, разговаривайте, задавайте вопросы и обязательно добивайтесь ответа.
Некоторые дети очень активны, им хочется общения, но родителям некогда катать машинки, читать сказки, у них свои важные дела. Им удобнее, если малыш сам себя занимает, играет и не доставляет хлопот.
Такое отношение взрослых приводит к задержке речевого развития у ребёнка, его запас слов будет небольшим, а игры станут однообразными.
Чтобы научиться правильно говорить, ребёнку нужно приложить большие усилия. Чёткая и правильная речь не даётся быстро, поэтому родителям нужно запастись терпением, как можно больше общаясь с малышом.
До 5 лет в речи возможны дефекты произношения, но при правильном воспитании, прислушиваясь к рекомендациям специалистов – логопедов, психологов, дефектологов (если есть в них необходимость), речь ребёнка, произношение звуков будет правильным.