Психологами Сыктывкарского Центра временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей при помощи диагностических материалов, исследований способностей и определения социального статуса, был составлен целостный психологический портрет правонарушителя подросткового возраста.
В сознании подростка – правонарушителя отсутствуют ценности, которые традиционны для современных подростков: активная деятельная жизнь, познание и творчество.
Их личный опыт не содержит такое эмоциональное действие, как переживание личного достижения и победы, которая была достигнута при помощи собственной активности.
Главной ценностью такие подростки считают счастливую семейную жизнь, затем – наличие верных друзей и свободы. Свобода расценивается ими как независимость в действиях и поступках.
Ребятам трудно ставить цели при планировании своего будущего. Если они могут определить цель, то не могут взять на себя ответственность за то, чтобы она была достигнута.
Подростки не могут связать сегодняшний день и свое будущее.
Много проблем у них возникает при общении с окружающими.
При возникновении задевающих, провокационных или угрожающих ситуаций ребята теряются, не могут найти выход. Чаще они отвечают агрессивностью, реже подчинением, даже если нужно отстаивать свои права или сказать «нет».
Есть еще одна особенность, которая отличает подростков со склонностями к правонарушениям, это неприятие критики и мнение, что проявление слабости – это показать другим, что тебе плохо.
Внутренний конфликт таких подростков проявляется в высокой ценности хороших и верных друзей и в неумении контактировать со сверстниками, а так же в неумении обращаться с просьбами к окружающим.
Основные типы поведения для подростков – правонарушителей – зависимый и агрессивный.
Автор психолог Болотова Е.Н.