Ребёнку на день рождения подарили немного денег . Вместо «спасибо» он начал возмущённо кричать, что дали мало. Взрослые были удивлены и обескуражены.
В чём причина, откуда у 8- летнего мальчика появилась такая тяга к деньгам? Что было упущено в воспитании?
Ещё не зная назначения денег маленький ребёнок любит, когда ему в магазине покупают что-нибудь вкусное ( конфеты), интересное (игрушки). Подрастая, он понимает, что всё это дают за деньги.
Все родители сталкиваются с проблемой, когда в магазине ребенок 2-3 лет начинает истошно кричать, требуя, чтобы ему купили желаемую игрушку.
Часто мама или папа идут на поводу у своего чада, жалея и любя, не понимая, что это неверный путь. Привыкнув выпрашивать криком то, что ему нужно, в дальнейшем он будет уже не просить, а требовать.
Отказывать ребенку в покупке, мотивируя фразами, что нет денег, тоже будет ошибкой, ведь отношение к финансовой стороне бытия у ребенка закладывается с самого раннего возраста. Именно поэтому лучше избегать таких фраз, как: «У меня нет денег» или «Мы зарабатываем мало и не можем себе позволить эту покупку».
Два - три года это достаточно сложный период, который можно назвать «магазинными истериками». Поэтому желательно ребенка в магазины с собой не брать. Но если такой возможности нет и приходится все-таки идти за покупками с сыном или дочерью, то предварительно следует оговорить, что в магазин собираемся исключительно за хлебом и молоком. Это ребенок должен усвоить и понимать.
В семье должны действовать правила, что каждая игрушка, каждая вещь должна быть желанной, а не сиюминутной прихотью, купленной по первому требованию.
С самого раннего возраста маленький человек должен учиться понимать ценность вещей. Иначе в будущем, во взрослой жизни ему сложно будет понять и духовные ценности.
В 4 – 5 лет дети начинают учиться счету, и вполне уместно будет с ними играть в магазин с условно придуманными деньгами. Это помогает ребенку не только закреплять навыки счета, но и понять, что денежные средства могут быть ограничены.
6 - 8 лет. Время коллекционирования, поощрения и карманные деньги.
Обычно в этом возрасте дети начинают что-либо коллекционировать. Если ребенок получает отказ в покупке очередной игрушки, он, конечно, расстраивается, но учится ждать, вырабатывая немаловажное для жизни качество.
Лучше всего долгожданные покупки приурочить к какому-либо празднику.
Когда ребенок достигает 9 лет, ему необходимо выделять небольшую сумму карманных денег, которыми он может распоряжаться по своему усмотрению. Но платить за выполнение какой-либо обычной работы по дому или за хорошие оценки, полученные в школе, ни в коем случае не стоит.
Педагоги советуют делать финансовые поощрения за усердие и за особые, исключительные успехи. К примеру, если дети помогали при строительстве дачи, выгружая кирпич, или отцу в ремонте машины, квартиры - в этом случае «премиальные» окажутся вполне уместными.
Не лишним будет акцентировать внимание, что главным является не денежное вознаграждение, а трудолюбие и освоение новой сложной работы.
В подростковом возрасте можно привлекать детей к решению семейных денежных проблем, чтобы подросток знал, куда идут деньги, на какие нужды. Так они знакомятся с азами семейной экономики.
Когда ребенок в свои 14 лет стремится самостоятельно заработать, такое желание достойно похвалы. Главное, в чем родители должны быть уверенны, что это законный заработок, что он не опасен для здоровья подростка и работа не мешает учёбе.
Заработанные деньги он вправе потратить на себя, но обязательно посоветовавшись с родителями.
Дети и деньги — исключительно интересная тема. Статья интересная, спасибо! По возрастам задачи очень понятно расписаны. Но всегда возникают нюансы: у меня двое детей, и отношение у них к деньгам разное, хотя воспитывались примерно одинаково. Тут еще от склонностей, характера ребенка многое зависит.
Однажды я читала программу одного педагога, что дети должны получать деньги за свой труд дома. Прочитала об этом методе воспитания подруге, она своей дочери стала давала денежку, например, за то, что она вымыла посуду. Через некоторое время получилось так, что дочь без денег не делала уже ничего.Даже убрав за собой постель требовала денег. Пришлось потом ей долго отучать доченьку от этой привычки. Хорошо, не успела её испортить окончательно. Хотя, кто знает, где тут правильно, а где нет?
Верно подмечено в статье, что надо заранее оговорить с ребенком цель похода в магазин. Могу добавить и из моего опыта. Стоит вообще уже лет с 3-х приучить ребенка к мысли, что папа или мама сами ему купят все, что надо. Если смогут. Иногда желательно просто до того, как он попросит мороженое или конфеты, купить их самим. Пришли в магазин, купили хлеб и молоко и пакетик конфет. Можно спросить, «какие ты хочешь»? Проходите мимо мороженого, есть деньги — купите, пока он не начнет канючить.
А можно и предупредить, что сегодня мы ничего лишнего не покупаем. И тогда уже твердо стоять на своем. 1-2 раза поддаться на истерику и все….