Определение способностей и задатков очень важно для воспитания и развития ребёнка. Зная индивидуальные особенности, родители могут направить их на определённую деятельность, необходимую для будущей жизни.
Как определить способности детей, на что обратить особое внимание?
Такие вопросы встают перед каждым родителем.
Нужно различать способности и задатки.
Способности можно разделить на два вида: специальные (в определенной деятельности) и общие (любознательность во многих сферах), они не бывают врожденными в отличие от задатков.
Задатки служат основой для развития способностей и раннее выявление позволяет вовремя сформировать предпосылки к развитию их в определенной сфере.
Между задатками и способностями можно поставить склонности, их родители чаще всего замечают и делают выводы об интересе ребенка к какой-либо деятельности.
В тоже время наличие задатков не гарантирует развитие способностей, а их отсутствие не мешает добиться успеха.
Как определить, какими способностями обладает ребенок?
До 3-5 лет очень трудно в этом разобраться родителям, они не всегда могут объективно относиться к своему малышу и часто выдают свои стремления за желания ребенка.
Даже внимательные родители не всегда замечают склонности, ведь только у 10-15% они явно выражены, а для остальных детей требуются специальные условия для наблюдения (музыкальные, спортивные, творческие занятия).
Именно наблюдение дает возможность оценить познавательную активность и предположить сферу интересов ребенка. Для этого необходимо дать возможность выбора из многих занятий. Ограничив времяпровождение ребенка «дом-танцевальный кружок», вряд ли можно увидеть, что есть задатки художника. Для их развития нужна подходящая среда.
При этом невозможно переоценить роль родных, которые постоянно находятся рядом и видят, чем он любит заниматься, а к чему равнодушен.
При затруднениях в оценке можно обратиться к помощи специалиста-психолога.
Для определения способностей у детей возможны два варианта:
1.Использование одного теста конкретной направленности, например, тест определения уровня интеллекта по Векслеру.
2.Использование целого диагностического комплекса широкой направленности, который позволяет выявить явные и скрытые способности.
Такой подход строится не только на основе тестирования, но и включает в себя наблюдение, как разовое, так и лонгитюдное (длительное, показывающее динамику).
Тестирование обязательно подбирается в соответствии с возрастом и проводится при помощи различных вопросов, заданий, упражнений. Для родителей будет очень сложно проводить тестирование, этим занимаются специалисты. Поэтому для соблюдения необходимых условий и получения наиболее точного результата, а также для профессионального консультирования необходимо обратиться к психологам.
Родителям очень помогает ведение своеобразных «дневничков», которые впоследствии можно проанализировать и заметить все изменения предпочтений.
Присмотритесь внимательно к своему ребенку, возможно, эти простые рекомендации помогут вам определить его склонности и направить на необходимую деятельность.
Простые рекомендации
1.Если ребенок умеет наблюдать, любопытен в различных областях знаний, ему нравится учиться, обладает хорошей памятью, знает больше, чем его сверстники - ему хорошо подойдут любые интеллектуальные занятия.
2.Если малыш часто садится за чтение, имеет хороший словарный запас, не отвлекается на другие занятия при чтении, без труда запоминает символы и буквы, ему нравится демонстрация умения читать - опирайтесь на занятия, связанные с чтением.
3.Он интересуется вычислениями, измерениями, раскладыванием предметов по порядку; ему удается разобраться в математических отношениях; легко воспринимает, запоминает цифры и математические знаки; умеет складывать и вычитать простые числа; ориентируется в часах и календаре, это означает, что ему ближе математика.
4.Если ребенок интересуется предметами и явлениями, способен их классифицировать; все время спрашивает о роли различных предметов в нашей жизни и их происхождении; его не оставляют равнодушным опыты и эксперименты - он будет с удовольствием заниматься естествознанием.
5.Если ребенок очень любопытен и его трудно оторвать от интересной для него работы; энергичен во многих областях знаний; может проявить независимость; придумывает что-то свое в творческой деятельности, играх, полон оригинальных идей – это означает, что ему ближе творческое, креативное мышление.
6.Он легко адаптируется в новой ситуации; его любят приглашать в игру как партнера; уверен в себе при общении с посторонними; ему нравится руководить другими; дети подходят к нему с просьбами о помощи - у него есть способность к общению и лидерству.
7.Если ребенку нравится разглядывать картинки, красивые вещи, он с удовольствием рисует или лепит; может составить композицию, подобрать работы по фактуре, цвету, то, скорее всего, у него склонности к изобразительному искусству.
8. Ему интересна музыка, он чувствует ее характер, настроение; может повторить ритм; по первым звукам сразу узнает знакомую мелодию и подпевает - стоит обратить внимание на музыкальные занятия.
9.Когда ребёнок с удовольствием и точно повторяет движения; предпочитает побегать, попрыгать, полазить; ему хорошо даются разные по диапазону движения (медленные-быстрые, плавные-резкие), держит равновесие и физически силен, то для него будет интересна сфера деятельности, связанная с движением.
Наиболее полную информацию можно получить с помощью родителей, педагогов и воспитателей, которые также заполнят опросники и поделятся своими наблюдениями за поведением ребенка не только дома, но и в детском учреждении.
Конечно, интересы малышей могут меняться в зависимости от окружающей обстановки, действий родителей и выводы по результатам обследования могут только подсказать вероятность развития тех или иных задатков.
Даже при таком несложном наблюдении можно предположить с большой долей вероятности склонности ребенка к тому или иному виду деятельности.
Не стоит игнорировать его потребности и заставлять заниматься тем, что нравится только взрослым – в конечном итоге это может привести к неудовлетворенности ребенка, неврозу, а также к осложнению ваших отношений.
Понаблюдав внимательно за его склонностями, взрослые могут дать толчок развитию способностей, а значит увидеть в своем ребенке счастливого талантливого человека!