Компьютер и все электронные гаджеты стали актуальной проблемой современных родителей. Практически все, у кого есть дети старше 3 лет сталкиваются с подобной проблемой: ребенок постоянно находится за компьютером или смартфоном и ничто не может вывести его из компьютерного пространства.
Компьютерные игры — это, бесспорно, прекрасный волшебный мир. Нельзя не признать, что это прекрасно. Неразумно думать, что это временно. Человечество идет прямо по этому курсу — к переходу из одного мира в другой. Но не в прежнем осмыслении — от жизни суетливой к жизни спокойной, а в новом понимании — скоро все будут в «Матрице».
Этот новейший мир повальной компьютерной загруженности освобождает для родителей больше свободного времени. Пока ребенок сидит, уткнувшись в планшет, мама безмятежно разговаривает по телефону, а папа смотрит футбольный матч. Ребенок погружается в виртуальную реальность, а родителям хочется отдохнуть: «Слава богу. Можно в Facebook посидеть и борщ приготовить заодно».
Весьма удобно, когда воспитанием малыша берется Notch (Создатель Minecraft), а не родители.
Порой и ответственный родитель время от времени дает слабину и мыслит: «Так хочется в вечернее время отдохнуть».
В этот момент родители разрешают запустить игру. Таким образом, ребенок переселяется в компьютерный мир. Проходит время, родители начинают звать ребенка, который с большими трудностями выходит из астрала и потом вновь спешит туда вернуться.
Родители начинают разводить руками: «Как можно воздействовать на компьютерную зависимость?» Все знают, что запрета большого в использовании компьютера не будет. Это равноправно тому, что запретить пользоваться электрическим светом, а жечь лучину. Необходимо найти счастливую серединку, которая разрешит оставаться в рамках технического прогресса и в то же время сбережет души детей от виртуального сгорания.
Что делать?
Дозировать вхождения в виртуальную реальность?
Миксовать с классической литературой?
Навязывать душевные советские мультфильмы?
Волнение родителей оправдано. Если подумать, чем страшен этот компьютерный мир? И так ли он страшен, как кажется родителям?
Рассмотрим некоторые проблемы, миф или правда.
1. Вред для зрения?
Это правда, но вред минимизируется, если гаджеты будут качественными, если игра будет продолжаться не больше положенного времени. По санитарным нормам ребенок может играть не больше 30 минут ( зависит от возраста, чем младше ребенок, тем меньше времени он проводит за монитором,) обязательны регулярные перерывы. Вместо игр за компьютером предложить сыну или дочке прогулки на открытом воздухе, в идеале - заняться вместе со взрослыми спортивными играми.
2. Вред для нервной системы?
Возможно. А, может, и нет. Смотреть по ситуации — есть ли исходные проблемы, чем именно ребенок занимается с гаджетом, во что играет.
«Стреляющие игры», монстры, вспышки пламени и брызги крови не нужны тревожному, возбудимому, плаксивому ребенку с плохим сном, с ночными кошмарами, со страхами наяву.
Есть утверждение, что «Стреляющие игры» порождают агрессию? А вот это спорно. Психологи спорят об этом горячо и шумно, и мнения делятся примерно пополам - то ли безнаказанная возможность проявлять агрессию на экране порождает привычку не сдерживать себя в реальности, то ли, наоборот, выплескивая агрессию на экран, человек становится спокойнее в реальном мире.
Если судить по опыту военных игрушек в оффлайн — дети отлично знают разницу между миром игры и реальным миром, это взрослым бывает свойственно заигрываться. А вот от Minecraft, к примеру — что может быть плохого? От головоломок? Или от «Веселой фермы»? Основное правило для решения этой проблемы – никакого компьютера минимум за один час до сна.
3. Эскапизм — склонность личности уйти от реальности в мир иллюзий и фантазий.
Любое поколение детей прекрасно умело уходить из реального мира — в собственное воображение. Особенно в подростковом возрасте, когда внешний мир вдруг становится опасным и неуютным. С возрастом у большинства проходит. У кого не пройдет — тут уж точно не компьютеры виноваты.
4. Ограничение интересов, знаний.
Сомнительно. Если ребенок годами играет в одну и ту же игру со стрельбами, то да. С другой стороны, интернет — это огромный источник информации, и дети знают об окружающем мире не меньше, чем все предыдущие поколения в их возрасте.
Главное здесь - предлагать ребятам умные, развивающие игры, направленные на развитие логики, мышления; игры, которые знакомят детей с окружающим миром.
5. Ограничение физической активности.
Да, дети перестали играть в «вышибалы» и в «штандер — стоп». Но с одной стороны, в 70-х годах XX века не знали роликов и прочих досок.
В последнее время тренд на физическую активность, как никогда, высок. Детей, играющих в бадминтон, катающихся на роликах, досках, велосипедах и самокатах, можно увидеть на улицах городов регулярно.
С другой стороны, и в любом поколении детей были дети совершенно неспортивные, предпочитающие часами сидеть с книжкой, а теперь с планшетом.
6. Ограничение навыков.
Предыдущие поколения детей умели паять, шить, пользоваться компасом, знали основные созвездия. Практически у каждого ребенка был или лобзик, или прибор для выжигания.
Стоп. У каждого ли? Впрочем, всегда было немало детей, не желающих и не стремящихся научиться всему перечисленному. Это были и «хорошие» дети, проводившие целые дни за книгами, и наоборот, «плохие» дети, гуляющими целыми днями во дворе.
И вот оглядывая все написанное, напрашивается вывод — компьютер не является причиной каких-то глобальных бед и проблем. Скорее их индикатором;
Только от взрослых зависит, будет ли волшебный мир компьютера проводником к знаниям или будет угрозой здоровью детей. В век компьютеризации каждый из детей должен уметь обращаться с электронными гаджетами, потому что они вводятся везде: электронные дневники, электронные книги, тетради - в школе; различные устройства на улицах, в транспорте.
Не нужно бороться с зависимостью от компьютера. Нужно открывать детям реальный мир, приучать жить в нем, полноценно пользоваться им и получать от этого радость.