Русский язык не так прост в изучении, как кажется.
Для начала мы решили напомнить, какие буквы и звуки есть в русском языке. Это необходимо потому, что взрослые уже немного забыли их, не могут сказать, где буква, а где звук, что считается гласной буквой, что считается согласной.
Урок 1
В русском алфавите 33 буквы.
Гласные буквы -А,О, У, Э, Ы, Я, Ё, Ю, Е, И.
Гласные звуки — А,О, У, Э, Ы
Я, Ё, Ю, Е, И - могут образовывать двойные гласные (я-йа, ё-йо, ю - йу, е - йэ, и — йи)
Согласных букв — 21, согласных звуков - 36.
Буквы Ь, Ъ - звуков не обозначают, они не относятся ни к гласным, ни к согласным.
Взрослые делают ошибку, когда при знакомстве малыша с буквами неправильно складывают буквы в слово.
Малышу предлагаются буквы : «мэ»- «а»- «мэ»- «а» - МАМА. После такого обучения ребёнок очень долго не будет читать, т. к. будет выделять также каждую букву неправильно.
Что делать, как знакомить ребёнка с буквами и словами
Для начала научите выделять слова.
Скажите небольшое предложение, например, «Мама моет раму».
Спросите, сколько всего слов? Какое первое слово? Второе? Третье?
Сказать, что начинается предложение всегда с большой буквы, а в конце ставится точка.
Предложите придумать своё предложение, Спросите, сколько слов в предложении? (если в придуманном предложении есть предлог, можно сказать, что это тоже слово, только очень маленькое).
Можно зарисовать предложение, обозначая каждое слово чертой.
|__ __ __ .
Делим слова на слоги
Как только ребёнок научится находить количество слов в предложении и рисовать простую схему, начинаем учить его считать количество частей - слогов в слове.
Произносим и хлопаем в ладоши каждый слог и рисуем схемы:
ма-ма, ка-ша, чаш-ка
__|__ , __|__ , __|__
Все слова ребёнок пишет не буквами, а схемами!
Когда малыш произносит слова, спрашивайте, какой слог самый громкий. Так знакомимся с ударением.
Упражнения с предложениями, со словами проводите везде, где есть возможность: во время игры с куклой, машинкой, на прогулке.
Хлопайте в ладоши, определяя количество слогов, выделяем самый громкий (ударение), рисуем схемы.
Изучаем звуки
Что такое звук? Если буквы - это то, что мы видим и будем писать, то звук - это то, что мы слышим и говорим.
Начинаем учить ребёнка с согласных и лёгких гласных звуков.
Называем слово, разделяем на слоги, рисуем схему.
Например, слово "кошка"
Получилось два слога. Первый слог- кош.Какой звук стоит первым? Ребёнок может сказать КЭ или КО, поправляйте, объясните как сказать правильно :К, произнесите вместе. Нарисуйте домик для этого звука -
Слушаем следующий звук К, 0-0-0 Ш малыш произносит, рисуем домик для 0.
Произносим слог, выделяем последний звук в слоге- Ш. Рисуем домик для этого звука. Так как слог закончен, проводим границу.
Повторяем звуки первого слога, называем все звуки по порядку правильно: К.О.Ш (кэ, шэ- неправильно).
Произносим второй слог, спрашиваем какой звук первый- К, рисуем домик для этой буквы.
Также произносим и рисуем второй звук А
У нас получилось слово "кошка".
Спрашиваем, сколько получилось звуков в двух слогах. Называем первый и все остальные.
Объясняем, звуки О, А являются гласными, их закрашиваем красным цветом. К.Ш — согласные звуки.
Когда произносим звук К, язычок как бы спотыкается и не выпускает воздух, такой звук называется Согласным.
Когда произносим О или А, воздух свободно выходит, ничто ему не мешает- такие звуки называются Гласными.
Схемы предложений, слов, разделение на слоги и на звуки - это первый этап подготовки ребёнка к чтению.
Спешить не нужно, пусть дошкольник научится самостоятельно рисовать схемы, буквы не пишутся, они только находятся в слове и произносятся.
На следующем этапе можно начинать читать слова, используя в схемах буквы.
Продолжаем изучать русский язык