.
Кинезиологию называют наукой о мышечном движении человека. Она изучает механику, физиологию, психологию движений.
Существует эта наука много веков, ещё Аристотель, Гиппократ использовали кинезиологические упражнения для укрепления своего здоровья.
Из анатомии известно, что человеческий мозг состоит из двух полушарий, они тесно связаны между собой системой нервных волокон (так называемые межполушарные связи). Каждое из полушарий имеет функциональную специализацию, так, у левого специализация математическая, знаковая, у правого – гуманитарная, образная.
Формирование межполушарного воздействия является основой развития интеллекта. Нарушение этого взаимодействия приводит к искажению познавательной деятельности детей, к нарушению психических процессов, таких, как мышление, внимание, память.
Учёные В.М. Бехтерев, П.Н. Анохин, И.М. Сеченов доказали, что двигательные упражнения способствуют стимуляции интеллектуального развития.
Особое внимание они уделяли влиянию на функции высшей нервной деятельности манипуляции с руками. Именно кисти рук принадлежит самая большая роль в развитии речи ребёнка.
Поэтому развитие интеллектуальных и мыслительных процессов нужно начинать с развития движений пальцев рук и тела.
Существует огромное количество пальчиковых упражнений для детей. Эти упражнения вызывают не только эмоциональный подъём, поднимают настроение ребёнка, но и улучшают развитие высших психических функций.
Под влиянием кинезиологических игр сила, подвижность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне, происходит синхронизация работы обоих полушарий головного мозга, развиваются память, внимание, мышление, речь, наиболее полезными считаются для особых детей.
Упражнение с маленькими детьми нужно проводить в медленном темпе 4-5 раз. Проводить игры нужно два раза в день, утром и вечером.
Игра «Очки». Бабушка очки надела и внучонка разглядела.
(Большие пальцы рук с остальными пальчиками образуют колечко, его подносят к глазам).
Игра « Считалка - бормоталка.»(для старших дошкольников).
Предлагается ребёнку выучить одну строчку из любого стихотворения. Например, « зайку бросила хозяйка…».
1.Ребёнок повторяет вслух все слова;
2.повторяет вслух только первые два слова, вместо третьего хлопает в ладоши;
3.вслух произносит только первое слово, затем делает два хлопка (два слова);
.4. делает три хлопка (три слова).
Делая хлопки, ребёнок произносит про себя слова (мысленно).
Пример:
Зайку – бросила - хозяйка -
Зайку – бросила - (хлопок) -
Зайку – (хлопок) - (хлопок) -
(хлопок)- (хлопок) – (хлопок).
Эту игру можно усложнить, если брать более длинные строки из стихотворения, повторять мысленно или вслух в нарастающем темпе.
Ребёнку будет интересно. Значение таких упражнений в том, что они позволяют переходить с одного психического процесса на другой - внимание- память- речь.
Старшие дети могут придумывать игры самостоятельно, используя стихи и движения героев сказок, мультфильмов. Даже играя в прятки можно в считалке использовать смену разных движений, развивающих психические процессы головного мозга.
Пример: «на златом крыльце сидели…»
На златом крыльце (хлопок) - ребёнок не только ждёт, когда дети спрячутся, но и тренирует свой мозг.
Литература: А.Л.Сиротюк «Коррекция развития интеллекта дошкольника».