Раннее развитие, методика Домана

 

Раннее развитие, методика Домана

Одна из характерных черт современных родителей – озабоченность вопросом раннего развития ребёнка. Существует огромное количество разнообразных методик, одной из них является система, которую разработал американский нейрофизиолог Глен Доман.

Изначально система была разработана для детей с различными повреждениями мозга, отстающих в развитии и неспособных к общению.Его методика заключается в развитии того огромного потенциала, который можно развивать, если предоставлять ребёнку неограниченные возможности.

Работая с особыми детьми, он подтвердил, что в результате кропотливой работы, заставляя работать мозг с помощью занятий, даже такие особенные дети догоняют и  часто перегоняют в развитии своих сверстников.

Методика отличалась комплексным подходом и нарастающей интенсивностью стимуляции сенсорного и моторного аппаратов, что давало возможность активизировать и развивать различные участки мозга.

Большинство занимающихся по методике Домана больных детей демонстрировали невиданные до той поры результаты.

В процессе работы доктор Доман заметил, что братья и сёстры его маленьких пациентов охотно принимают участие в занятиях и значительно опережают сверстников в интеллектуальном развитии. Это сподвигло его разработать отдельную методику, предназначенную для здоровых детей.

Методика Домана нацелена на разностороннее развитие и включает в себя целый комплекс физических и сенсорных упражнений, но применительно к здоровым детям наибольшую популярность обрели карточки, обучающие чтению, математике и иностранным языкам.

Обучение базируется на образовании связи между зрительной и слуховой информацией, что должно позволить ребёнку начать читать слова целиком, называть количество предметов не пересчитывая и т.д.

Карточки представляют собой квадраты плотной белой бумаги размером 28х28см, на которой крупным красным шрифтом написаны простые слова (позже слова дополняются реалистичным цветным рисунком) или разнообразное количество точек, тоже красных.

Для детей более старшего возраста разработаны карточки, призванные дать энциклопедические познания в различных разделах науки.

По мнению автора, основную часть информации мозг ребёнка воспринимает в младенческом возрасте и до 6 лет, поэтому занятия по методике рекомендуется начинать с 3-6 месяцев.

Занятия проводятся ежедневно, минимум 3 раза в день. Следует выбирать время, когда ребёнок готов к общению. За сеанс на расстоянии около 40 см демонстрируют 5 карточек по 2-3 секунды и чётко озвучивают их содержание. С каждым сеансом порядок карточек необходимо менять.

На следующий день добавляют ещё 5 карточек и увеличивают число занятий до 6 раз в день, и так далее, пока количество сеансов не достигнет 15, а карточек – 25. Для разных направлений методики регламент может отличаться, но основные принципы остаются теми же – регулярность, новизна, благоприятная атмосфера и настрой родителя и малыша.

Педагог и психолог Маниченко А.А. адаптировал методику Домана для российских детей. Также он усовершенствовал методику, введя новые дидактические материалы – диски, книжки-вертушки и т.д.

Несмотря на всю популярность у методики Домана есть немало противников среди психологов и педагогов.

Существует мнение, что активное использование данной методики перегружает незрелый мозг малыша и может привести к нервному истощению, а подача информации «на блюдечке» - убить в малыше активного и заинтересованного исследователя.

Фактически, система Домана загружает мозг информацией, но не учит ребёнка её использовать. Для полноценного развития ребёнку необходимо самому активно исследовать окружающий мир и общаться с родителями непосредственно, через вербальный и тактильный контакт, а не только через карточки.

В любом случае следует помнить, что все хорошо в меру.

При использовании любой образовательной методики, особенно в раннем возрасте, чрезмерный энтузиазм родителей может нанести вред и привести к прямо противоположному результату.

Добавить комментарий