Яркое проявление аутизма можно наблюдать уже у 3-5 летнего ребенка.
По теории Л.Каннера синдром РДА определяется по следующим группам признаков:
аутизм и аутистические переживания;
поведение, отличающееся стереотипностью и однообразием, а так же одержимостью;
своеобразные отклонения в развитии речи.
Характерные проявления аутизма
Характерными проявлениями аутизма в младенческом возрасте могут являться ситуации когда ребёнок:
- смотрит «мимо» другого человека, как бы «сквозь» него, не происходит фиксации взгляда;
- узнает своих близких, но не проявляет никаких эмоций, относится к ним безразлично, при этом предпочитает не находиться на руках. Если его взяли на руки, то он напряжен и не принимает удобную для него позу;
- начинает улыбаться вовремя, но улыбка не адресована кому-либо, вызвать её смехом или какой-либо другой реакцией невозможно;
- малыш равнодушен или даже относится с неприязнью к ласкам взрослых, безразличен и к дискомфортному состоянию;
- он долгое время не отличает живое от неживого, может отнять игрушку у другого ребенка так, как будто игрушка стоит где - то на полке.
Повзрослев, он так же остается безразличен к окружающему, кажется отрешенным.
Отличается такой ребенок от других тем, что он избегает смотреть глаза в глаза, избегает прямого взгляда, даже если в упор смотрит на человека.
Поведение особого ребенка характеризуется феноменом тождества, когда проявляется стремление сохранить привычное постоянство и отрицание любых изменений окружающего.
Взрослые считают за пустяки реакцию аутичного ребенка на нововведения, выражающиеся в агрессивных поступках, направленных как на окружающих, так и на самого себя.
Между тем такие «взрывы» в поведении говорят о страхе ребенка перед новым.
Синдром тождества проявляется:
- в стереотипных различных движениях, таких, как размахивание руками или покачивания, повторяющихся неоднократно;
- в желании постоянства в быту;
- в повторении различных слов, звуков;
- в постукивании по окружающим предметам в определенном ритме. Например, один из учеников 2 класса во время урока закрывал и открывал тетрадь продолжительное время.
- Во время игры ребенок постоянно повторяет одни и те же действия. Например, выкладывает дорожку из кубиков.
- Особенно любит такой ребенок сыпучие материалы, которые предпочитает переливать как воду. Играть ему нравится одному, в уединении.
Годами аутичный ребенок может играть в одну и ту же игру. Рисовать он так же любит одно и то же.
Игрушки для такого ребенка не важны, иногда они используются совсем не по назначению. Проявляется страсть к коллекционированию, иногда совсем необычных предметов, таких как палочки, бумажки или камешки.
Психическое состояние аутичного ребенка характеризуется в первую очередь наличием неконкретных страхов, тревогой или беспокойством. Часто он боится каких - то явлений или определенных предметов. Например, у него может возникнуть паника из-за портрета на стене.
Страхи ребенка бывают очень сильными, стойкими и труднопреодолимыми.
Речевое развитие аутичного ребенка имеет свои особенности.
У многих наблюдается отсутствие речи (мутизм). Наблюдается так же склонность к эхололиям, которая проявляется в повторении слов или фраз, услышанных от окружающих.
Речь аутичного ребенка наполнена словами или фразами – штампами, он не умеет поддерживать диалог. О себе он говорит не «Я», а «Он».
Иногда, в более взрослом возрасте, его можно научить применять в речи местоимение «Я» по назначению. Среди других компонентов речи заметны нарушения в умении произносить звуки и грамматически правильно составлять предложение.
Аутичный ребенок не старается компенсировать недостатки речевого развития мимикой или жестами, как это делают дети, у которых при задержке психического развития нет нарушений в речи.
Даже если нет отклонений в развитии речи, он все равно с трудом поддерживает разговор и не пользуется речью как средством коммуникации.
Интеллектуальное развитие ребенка с симптомами аутизма характеризуется неравномерностью.
Имея прекрасные вычислительные способности, он иногда не понимает смысл элементарной задачи.
Имея развитое умение ориентироваться в пространстве, может неправильно распределять текст на бумаге.
75% детей с таким диагнозом имеют интеллектуальную недостаточность различной степени.
Коррекционная работа с таким ребенком осложняется наличием сочетания этих двух компонентов сложного нарушения развития и их влиянием друг на друга.
РДА нельзя отождествлять с интеллектуальным недоразвитием, так как дети с диагнозом аутизм могут не только заканчивать общеобразовательные учебные учреждения, но и получать высшее образование и даже подняться на высшие ступени социальной иерархии.
Они могут проявить себя отличными способностями и успешностью в некоторых областях, таких как музыка, живопись, игра в шахматы и умение считать.
Оценивайте интеллектуальные возможности аутичного ребенка осторожно, от этого зависит его будущее.
Автор статьи педагог - психолог Болотова Е.Н.