Воспитание детей с синдромом Дауна

 

Синдром Дауна, характерные особенности

Большие  проблемы возникают у родителей, которые воспитывают детей с синдромом Дауна.

Даунята называют солнечными  детьми, они очень  доверчивые, дружелюбные, ласковые, отличаются безотказностью, готовностью делать то, что требуется, способны выполнять посильную работу долгое время .

 

Наиболее характерным признаком болезни  является замедленное развитие и связанные с ним трудности в обучении.

Психическое развитие ребёнка в определённой степени стимулируется своевременно проведённым лечением. Но если лечебному процессу не сопутствует правильное воспитание, лекарства не принесут желаемого эффекта.

Как известно, у таких детей эмоции, в отличие от интеллекта, более развиты. Однако зачастую эмоциональные реакции  больных детей не имеют глубины и являются поверхностными. Поэтому такие малыши без проблем «переключаются» с одного занятия на другое.

Основные задачи воспитания

 Приоритетной задачей родителей должна стать максимальная приспособленность ребёнка к жизни.
 Большинство  больных детей легко поддаются воспитанию.  Занятия с ними целесообразно начинать с 4-5 лет, а если удастся, можно и раньше.

Самообслуживание

Ребёнку необходимо прививать навыки самообслуживания, чтобы он не вырос абсолютно беспомощным. Целесообразно будет вооружиться терпением и начать обучение, используя характерную при этом недуге склонность к подражанию.

При обучении необходимо не только объяснять, но и показывать.

Например, сначала надо показать, как нужно умываться, потирать ладонь о ладонь, их складывать горстью. Затем следует подвести ребёнка к крану с водой, взять его руки в свои и проделать эти действия.

Ребёнок может бояться воды. Это устраняется игрой – купанием куклы в тазике, пусканием корабликов и др.

Поначалу следует помогать ребёнку и при одевании.

Важным методологическим правилом является условие делать всё в нужном порядке. Это способствует постепенному вырабатыванию у ребёнка автоматизма.

 Необходимо обучать расстёгивать и застёгивать пуговицы, а для этого можно сшить нечто похожее на жилет с петлями и пуговицами разных размеров и форм. Сначала ребёнку следует потренироваться застёгивать и расстёгивать пуговицы на жилете, а затем на своей кофте.

Желательно поощрять страдающего болезнью  ребёнка при любом, даже самом незначительном проявлении самостоятельности, хвалить с целью стимулирования его активности.

Необходимо также следить, каким образом он снимает и надевает одежду, способен ли её складывать, кладёт ли в нужное место. Это приучает к аккуратности.

Развитие речи

Для развития речи ребёнка  полезно всегда, независимо от темы занятий, разговаривать с ним, не игнорировать его попытки поговорить с взрослыми, учить строить простые предложения, называть и различать окружающие предметы.

Необходимо способствовать расширению круга его впечатлений, знакомить с играми детей, занятиями взрослых, рассказывать о явлениях природы в доступной форме. Во время беседы его учат отвечать на вопросы: «Что это?», «Кто это?», «Что делает?».

Весьма полезны занятия с картинками.

Например, если на картинке изображена ложка и ребёнок её назвал, надо предложить ему взглянуть на стол и взглядом отыскать на нём ложку.

Можно заниматься иначе: вначале назвать и показать ребёнку какой-либо предмет из окружающей обстановки, а затем попросить найти его на картинке. Даже вообще не разговаривающему ребёнку это позволит понимать чужую речь, что тоже весьма значимо.

Ребёнку, который освоил речь, следует подбирать картинки с сюжетом несколько сложнее, например, «Девочка сидит за столом», «Мальчик смотрит телевизор» и попросить рассказать, что нарисовано на них. При этом уместно помогать наводящими вопросами.

На следующем этапе развития речи нужно важно ввести занятия с сериями картинок, которые объединены несложным сюжетом. Ребёнку следует дать 4-5 картинок, попросить разложить их в соответствии с развитием сюжета, а затем составить рассказ.

Подобное занятие считается сложным. Особое затруднение представляет способность рассказать. Обычно в рассказе ребёнка только перечисляются названия действий или предметов, при этом без связи между собой. Однако если проявлять достаточную выдержку и настойчивость, с каждым следующим занятием речь станет более развитой.

Страдающие болезнью Дауна дети говорят мало даже при владении нужной фразой или словом. Это связано со сниженным интересом к окружающим, слабым побуждением к высказываниям.

Для повышения активности речи ребёнка необходимо создавать ситуацию, когда он может попросить или спросить о чём-нибудь. Например, можно спрятать от него игрушку, чтобы он спросил о ней, при этом объяснялся не жестами, а словами.

Учимся играть

К числу характерных особенностей детей- даунят относится неумение играть.

Обычно их времяпровождение заключается в бесцельной и бессмысленной перестановке игрушек с места на место. У них нет живого интереса к чему-либо. Они не могут придумывать простые игровые ситуации.

Ребёнка следует учить играть не только ради проведения свободного времени. Игры стимулируют развитие мышления, памяти, внимания, способствуют совершенствованию эмоционально-волевой сферы.

Также приветствуется обустройство детской комнаты игровым уголком, размещение в ней игрушечных зверушек, посуды, мебели и др.

В играх уместно создавать ситуации, способные вызывать эмоциональные реакции у ребёнка. Например, гусёнок хочет пить – нужно дать ему воды; зайчонок бежал и упал – надо его приласкать, пожалеть.

Полезны ежедневные занятия подвижными играми. Они значительно улучшают координацию движений.

Для малыша будет полезно бегать, лазить, ходить. Целесообразна ходьба по выложенным из верёвок на полу разным линиям, кругу, квадрату.

Желательно обучать ребёнка бросанию мяча, переноске предметов из одного места в другое, доставанию вещи, которая находится в труднодоступном месте, например, встать на стул и достать мячик с полки.

Воспитание трудовых навыков

Для особого ребёнка важно приобретение трудовых навыков. Для начала его следует приучить к выполнению элементарной работы по дому. Если этого не делать, ребёнок в будущем будет во многом зависеть от окружающих.

Согласно наблюдениям практиков работающих с солнечными детьми ,они способны к самой разнообразной работе.

Даже совсем маленьким детям под силу мытьё посуды, уборка со столов, вытирание пыли, подметание пола. Старшие хорошо справляются с пришиванием пуговицы, стиркой и глажением мелкого белья, мытьём пола.

Ребёнок с болезнью Дауна должен уметь выполнять какие-либо поручения, иметь определённые обязанности. Ими могут быть полив цветов, доставание газет из почтового ящика. При этом желательно обязанности периодически разнообразить, чтобы стимулировать развитие различных навыков и поддержать интерес к ним.

При обучении уместно использовать склонность таких детей к подражанию. Ребёнок после повторений за взрослым каких-либо действий сможет выполнить их самостоятельно, однако без контроля обходиться всё ещё не может.

Знакомство с чтением, счётом

Многие из детей способны овладеть счётом, письмом и чтением, но часто такие знания обусловлены механическим характером.

Например, они могут усвоить порядковый счёт, производить арифметические действия с применением наглядных средств – кружочков, палочек, однако им, как правило, недоступен отвлечённый счёт.

Добиваться от ребёнка этих умений не рекомендуется.

Если удалось обучить писать и читать, нужно позаботиться о возможности использования полученных ребёнком знаний на практике. Его целесообразно учить писать свой адрес, фамилию, имя, читать на улицах вывески, разную информацию, знаки безопасности.

Полезно выполнение задания, связанного с пересчётом предметов обихода, например, расставить на столе чашки в количестве соответствующем числу обедающих.

 

Добавить комментарий