Современная жизнь заставляет человечество обратить внимание на проблему охраны природы. Одной из основных задач перед людьми является внедрение экологических норм и правил посредством экологического воспитания детей.
Ранее данная дисциплина не выделялась, так как еще в прошлом столетии в общем образовании - это направление рассматривали на уроках географии, биологии или естествознания. Сейчас же на это обращать внимание начинают с детского сада, где детей обучают основам мира.
Роль экологического воспитания в жизни детей
Чтобы ребёнок понимал, что такое экология, ему необходимо объяснить, что такое природа. Природа - это наш общий дом. В природе всё взаимосвязано: каждый жучок, червячок имеют большое значение для окружающей среды.
В детском саду, в школе ребятам объясняют на занятиях законы природы, что можно делать, а что нельзя.
Но важным моментом остается семейное воспитание, когда родители своим детям объясняют и своим примером показывают, что делать хорошо, а что плохо по отношению к природе. Так, отломанная ветка дерева – это плохо, а посаженный цветочек или выкинутый в специальный ящик фантик – хорошо.
Ребенок должен понимать с самого начала своей активной деятельности, что от каждого человека зависит то, как экосистема - среда, в которой живут определенные организмы, будет функционировать.
Сегодня технический прогресс влияет не только на уровень жизни людей, а и планету в целом. Проблемы с изменением климата, озоновыми дырами и прочими глобальными катастрофами – это деятельность человека.
При воспитании ребенка необходимо закладывать социальное значение и понятие экологического мировоззрения, что повлияет на следующие моменты:
ребёнок узнает и будет пнимать свою роль на планете;
в связи с определением понятия роли человека и благодаря сохранению природы экологическая ситуация улучшится;
одновременно с зарождением экологического мышления у детей и при их воздействии, родители будут менять свое мировоззрение в лучшую сторону (часто мамы и папы сами не знают, что такое экология и какое она имеет значение).
Занятия и опыты в природе
С помощью занятий и проводимых опытов дети будут понимать свою роль в сохранении природной среды. Им будут интересны опыты с использованием природных материалов, наблюдения за окружающей средой, участие в экспериментах.
Экологическая тропинка
Суть данного мероприятия состоит в организации тропы, окружённой разными деревьями, растениями. Это может быть аллея парка, часть сада или огорода.
Игры и наблюдения проводятся в разное время года.
Летом наблюдаем за растительным миром, рассказываем о том, что травка – это еда для насекомых, а насекомые необходимы для того, чтобы их ели птички, которые, лечат деревья от тех, же насекомых, а деревья очищают воздух от вредных веществ.
Со старшими дошкольниками можно найти сломанные веточки, обнаружить насекомых - вредителей. Обязательно обговорить, что ломать деревья запрещается, а вредители появились потому, что мало остаётся птиц, которые их уничтожают.
Осенью, можно усложнить наблюдения добавив тот факт, что многие растения, которые вырастут осенью, люди будут употреблять в еду. Поэтому очень важно то, чтобы овощи, фрукты, ягоды были чистыми, здоровыми, без вредителей.
Зимой объясняем юным гениям, что снег охраняет землю от сильных морозов, защищает семена растений, которые весной вырастут и станут цветами и травой.
Весной говорим о том, что тает снежок, появляется первая трава.
Проводится наблюдение за таявшим снегом, если снег стал чёрным, грязным, старшим дошкольникам можно объяснить причину загрязнения.
Данные занятия служат для того, чтобы через беседу и наглядный пример дети понимали взаимосвязь в окружающей среде.
Обязательным условием занятий является рисование детьми своих наблюдений.
Живой уголок дома
Дома можно сделать живой уголок, за порядком в котором будет отвечать ребёнок.
В данном уголке можно поселить рыбок или поставить горшок с растением, не требующим особо сложного ухода.
Оформив данный уголок, можно объяснить, что если он будет хорошо ухаживать, тогда рыбки и растения будут жить и радовать его, но если он забудет кормить или поливать, тогда они умрут, как и все живое.
Эксперимент с мусором
Для того, чтобы дети 4 - 5 лет понимали, как мусор влияет на окружающую среду, вы можете организовать длительный эксперимент.
Разместив шкурку от апельсина, банана или незначительный кусочек яблока в одноразовый пакет, за несколько дней вы сможете понаблюдать, как шкурка высохнет и уменьшится в размере, а пакет не изменится.
На данном примере взрослый может объяснить о том, что мусор необходимо сортировать.
Остатки от еды со временем перегниют, а все что сделано на производстве (полиэтилен, батарейки от игрушек, пластмассовые сломанные игрушки) требуют очень долгого периода исчезновения от десятков до сотен лет.
Если в вашей местности уже установлены контейнеры для разных видов мусора, то можно юному гению объяснить, почему нужно разделять мусор.
Дети — очень хорошие наблюдатели, они быстро запоминают всю информацию, которую им дают взрослые.
Очень важно, чтобы знания об окружающем мире сформировали у детей экологическое сознание и правильное поведение в природе.
Из опыта. Дети нашего города активно участвуют в экологических мероприятиях, помогают убирать мусор в лесу, делают кормушки для птиц, для белок. Во всех микрорайонах установлены контейнеры для разного мусора.
Экологическим воспитанием занимаются не только родители, но и педагоги, волонтёры, которые проводят экологические уроки в школах, на детских площадках.
Экология - это наука о доме, нашем природном доме. Учите юных гениев беречь свой дом, наблюдайте с ними за птицами, за деревьями, цветами - за всем, что их окружает. Это их мир и их будущее!