Сенсорным развитием называют накопление знаний об окружающих предметах через совершенствование органов чувств - зрение, обоняние, слух, осязание, вкус.
Существует определённая эталонная система величин, цветовых тонов, форм.
Эта система включает основные цвета спектра ( красный, синий, жёлтый и т.д.), 5 фигур (треугольник, квадрат, овал, круг, прямоугольник), величины – маленький, средний, большой.
Изучая эту систему, ребёнок будет правильно воспринимать окружающие его предметы. От уровня сенсорного развития, от того, как малыш слышит, видит, ощущает окружающие предметы, зависит его умственное развитие.
В раннем возрасте совсем не обязательно давать для ознакомления все цвета, достаточно 4-5 основных, величины - большой, маленький.
Малыш может находить нужные цвета, но называть их сможет только к 4-5 годам. С остальными цветами и их оттенками знакомят старших детей.
В детском возрасте ведущей является предметная деятельность, через рисование, игры с предметами, игрушками ребёнок учится находить одинаковые признаки в форме, цвете и размере.
Игрушкой для изучения могут служить, например, пирамидки.
Ребёнок надевает кольца одинакового размера и цвета - он запоминает цвет, развивает мелкую моторику пальцев рук. Надевает кольца разного размера от большого к маленькому (не так просто для малыша) – формируются понятия величин – больше – меньше.
Из множества цветных колец выбирает нужный – идёт закрепление знаний о цвете.
Малыши очень любят складывать кубики. Создавая башню из одинаковых кубиков, ребёнок получает навыки конструирования, развивает координацию движений. Башня строится из кубиков разного размера - учится соотносить размеры по отношению друг к другу, он начинает понимать, как лучше поставить кубик для того, чтобы края и углы совпадали. Одновременно формируются представления о форме предмета (кубик - куб).
Знания о величине хорошо закрепляются в играх с матрёшками, не так просто достать их и выложить в ряд по убывающей величине, а затем снова сложить по возрастающей.
Дети очень изобретательны и могут делать без помощи взрослых свои маленькие открытия.
Можно часто наблюдать, как малыш пытается засунуть в маленькое ведёрко большую игрушку, он начинает понимать, что нужно взять меньший предмет, находит маленький мяч и с радостью засовывает его в ведёрко. Это первая победа: малыш научился сравнивать, находить нужный предмет, подбирать по форме и размеру.
Для детей старшего возраста существует множество различных игр на закрепление цвета, формы, величин – это детское лото, домино с изображением различных форм, разных размеров, цветовых рисунков. Все игры, пособия для сенсорного развития должны быть привлекательными для детей, окрашены в чистые цветовые тона, выполнены из разных материалов.
Для сенсорного развития существует огромное количество игровых и развивающих пособий, но такими пособиями могут стать природные материалы – песок (пересыпание руками, ходьба по нему босиком), глина (лепка), камни разной величины (ходьба по ним, рассматривание, раскрашивание в разные цвета), шишки сосновые, еловые, кедровые (все они имеют разные формы, тактильно воспринимаются по разному), жёлуди, крылатки (семена клёнов), разные виды бумаг и т.д.
В подготовке детей к школе сенсорное развитие имеет очень большое значение, от него в большой степени зависит, как будет учиться ребёнок в будущем.
Знакомство с элементарной математикой .