Вспомните то время, когда вы были маленькими, с каким удовольствием вы бегали по лужам, подставляли лицо летнему дождику, ныряли с обрыва в реку или просто плавали в озере. Вода всегда, на протяжении всей человеческой истории сопровождала жизнь людей. Без воды человек жить не может, она нужна всем, и не только человеку, но и растениям, животным- всем живым организмам, которые обитают на планете Земля.
Что же такое вода, из чего она состоит, каковы её свойства ?
На этом уроке мы с детьми будем проводить опыты с водой, будем изучать свойства воды.
Всё, что понадобится для опытов есть в каждом доме.
Все дети знают, что водичку можно пить, водой моют руки, она течёт из крана.
С помощью опытов малыши познакомятся с её свойствами.
Тонет- не тонет (плавучесть предметов)
Опыт можно проводить во время купания в ванной, в реке или просто в тазике с водой.
Предлагаем ребёнку несколько разных предметов, например, пластмассовую игрушку, пенопласт, деревянную палочку, металлическую гайку или гвоздик.
Ребёнок опускает все предметы в тазик с водой и наблюдает за ними. Рассказывает какие из предметов утонули, а какие плавают на поверхности.
Мы объясняем, почему это происходит на понятном детском языке: тяжёлые предметы тонут, лёгкие не тонут (попутно знакомим с материалами, из которых сделаны эти предметы).
Взаимодействие различных веществ с водой
Опыт можно провести на кухне во время ужина. На столе ставится вазочка с кусочками сахара, соль, горох (рис,гречку) Опускаем кусочек сахара в один стакан с водой, соль в другой стакан, горох в третий стакан, наблюдаем.
Показываем, что соль и сахар исчезли, они растворились в воде, а горох не растворился.
Делаем вывод: вода может растворять некоторые продукты питания.
Свойства воды - прозрачность, у воды нет вкуса
Предлагаем для опыта три стакана. В один наливаем молоко, во второй морковный или любой сок, в третьем стакане будет чистая водичка.
Вначале предлагаем рассмотреть стакан с молоком . Опускаем туда маленькую ложку и спрашиваем, видит малыш ложку или нет. (полностью ложку не видно, только верхнюю часть).
Опускаем такую же ложку в стакан с водой. Ложка видна полностью, т. к. вода прозрачная.
Показываем стакан с соком, даём попробовать на вкус. Затем пробуем водичку , она не имеет вкуса, безвкусная.
Вывод: вода- это прозрачная жидкость, она не имеет вкуса.
Эти опыты можно проводить как вместе, так и по отдельности. Желательно все опыты отображать в рисунках.
В каком состоянии (вид) бывает вода
Принести с прогулки снег и сосульку (льдинку). Оставить в ведёрке. Пусть юный гений подумает и скажет, чем снег отличается от льда (снег белый, мягкий, пушистый, льдинка твёрдая, прозрачная). Наблюдаем за таянием.
Наблюдая за таянием, можно рассмотреть в лупу снежинку, сосчитать её лучики, зарисовать на листе бумаги.
Вывод: лёд и снег состоят из воды или вода может быть в виде снега и льда.
Если на улице мороз, можно понаблюдать за паром, который выходит при дыхании. Если подышать на зеркало, на нём появятся капельки воды.
Также с помощью взрослым можно обнаружить капли воды, если подержать зеркало над термосом с горячей водой(осторожно!).
Вывод: вода может быть в виде пара.
Все опыты по знакомству со свойствами воды должны проводиться интересно, в виде занимательной игры. Ребёнок не только наблюдает, но и сравнивает, пытается самостоятельно объяснить всё, что происходит, взрослые только оказывают необходимую помощь.
Круговорот воды в природе
Старших дошкольников знакомим и наблюдаем за круговоротом воды в природе:
1.вода на поверхности Земли нагревается солнцем;
2.водичка превращается в пар, поднимается к небу;
3.вода из пара превращается в капельки, которые образуют облака;
4.капелек становится очень много, они увеличиваются и выпадают в виде дождика.
Снова идёт испарение воды и весь цикл круговорота повторяется.
Можно с детьми составить карту круговорота, чтобы было интереснее и понятнее, зарисоватьстрелками направления восходящие вверх и вниз, на землю.
Желательно , чтобы все опыты находили отражение в рисунке, так ребёнок лучше запомнит.
Кроме предложенных опытов можно понаблюдать за тем, как испаряется вода.
Посмотреть, как с помощью трубочки, опустив её в воду и подув, можно увидеть в воде пузырьки газа. Они поднимаются вверх, т. к. очень лёгкие (легче воды).
Дети любят играть с водой, поэтому где бы вы не были- дома в ванной, на реке, за ужином рассказывайте сыну или дочке , что такое вода, для чего она нужна и почему её нужно беречь.