Загадка:
Фигуру зовут и ОН, и ОНА,
В битве неравной очень нужна.
Силы, ума у неё не счесть,
Этой фигурой будет…. (Ферзь).
Почему про фигуру говорят и ОН, и ОНА?
Потому что кроме своего названия Ферзь (он), игроки часто называют фигуру Королевой (она), т.е. они считают, что если рядом стоит король, то рядом должна стоять фигура под названием королева.
История ферзя очень интересна
Его название произошло из персидского языка: ferz - означает визирь или полководец.
В течение многих веков название менялось. Он назывался - «королева, дева», «бегающий король» и даже «ферзь всяческая» (в старорусских шахматах, когда он мог ходить как конь).
По общепринятым шахматным законам в настоящее время правильное название у фигуры - Ферзь.
Он стоит рядом со своим королём на поле того цвета, который имеет сам: белый ферзь - на клетке белого цвета d1, а чёрный - на чёрной клетке d8, т.е. говорят, что ферзь любит свой цвет.
В записи игры пишется сокращённо Ф.
Ферзь является самой сильной и грозной фигурой. Он может ходить как Ладья - по прямым вертикальным и горизонтальным линиям и как Слон - по длинным и коротким диагоналям.
Если ферзь стоит в центре поля, он может контролировать сразу 27 полей.
По ценности он равен 9 пешкам, т.е это большее количество, чем пешек в его армии (диаграмма).
В начале игры Ферзь всегда один, но в процессе игры, если пешки дойдут до линии превращения, их может быть до 8 штук.
Как правило, опытные шахматисты не бросают ферзя в атаку в начале игры, наиболее активен он становится в середине игры
( миттельшпиль) и в конце (эндшпиль).
Задание для родителей
Вопросы:
1.О какой фигуре можно сказать так: «Он очень опасен даже вдали,
Много внимания ему удели»?
(ферзь, он контролирует очень много полей).
2.Почему ферзя считают самой сильной фигурой? (он может ходить так же как слон и ладья).
3.Каким фигурам равносилен слон?
4.Может ли пешка превратиться в короля? (Нет, она может превратиться в любую фигуру, кроме короля).
5.Сколько ферзей одного цвета может участвовать в битве? ( Ещё 8, если все пешки дойдут до линии превращения и станут ферзями).
Игры
« Кто быстрее» .
Ответить: куда нужно поставить ферзя, чтобы он контролировал как можно большее количество полей? (в центр доски на d4,d5,e4,e5).
«Не ошибись»
Расставь на шахматной доске все фигуры в правильном порядке, назови поля, на которых они стоят.
«Защити короля».
Как можно защитить белого короля от нападения ферзя, если король стоит на е1, слон на g1, ладья на f1, ладья d1,пешка на е2,а чёрный ферзь угрожает королю на h4?(Показать только ходы, задачу, как победить решать не нужно, пусть ученик объяснит свои действия вслух, почему он ходит именно так.)
Игры можно сочинять свои, проводить их с командой детей или ученик и взрослый.
Даётся, например, 5 минут, за которые необходимо решить задание. Кто справится первый, тому даются очки. Кто больше собрал очков, тот и выиграл.
Такие игры развивают память, сноровку, формируют спортивное поведение, способствуют закреплению знаний о шахматах.