Ноты шахматной доски. Урок 2

 

Вы уже научились рисовать шахматное поле и знаете, что оно состоит из 64 клеток. На поле  8 вертикальных  линий (рядов) и 8 горизонтальных линий.

Вы знаете, что в музыке в  каждом музыкальном ряду есть ноты , которые называются  до, ре,  ми,  фа и т.д., точно также и на шахматной доске каждый ряд и каждая клеточка имеют свои  «нотки» с названиями.

Цифры и буквы на шахматной доске

Например, в первом ряду  самая первая клеточка называется а1, следующая  b1, c1 , d1 , e1, f1 , g1 , h1 .

Горизонтальные ряды или линии имеют порядковый номер от 1 до 8, а вертикальные линии  названы первыми буквами латинского алфавита a  b  c  d  e  f  g  h

Символы шахматных фигур

Шахматные фигуры также имеют свои названия – король, ферзь, слон, конь, ладья, пешка.

Чтобы удобнее было вести запись игры,  показывать её на доске, записывать в диаграммах были придуманы специальные символы (на диаграмме). При записи партии названия фигур пишутся сокращённо: Король - Кр, Ферзь - Ф, Ладья - Л, Слон - С, Конь - К, обозначение пешек обычно не пишется, только указывается ход, например, е2 - е4.

Задание для родителей

На поле, которое было нарисовано  на прошлом уроке покажите  и объясните ребёнку, что такое вертикальные и горизонтальные линии (ряды).

Каждому горизонтальному  ряду нужно поставить соответствующую цифру, начиная с первой линии как на диаграмме,  каждой вертикальной линии помогите  написать свою латинскую  букву  (современные дети, благодаря играм на компьютере неплохо разбираются в  иностранных буквах и запоминание  их очерёдности  не должно  быть для них трудным  ).

Когда все поля и клетки будут отмечены, поиграйте с  детьми в такие игры, как «Найди первым клетку», «Кто назовёт первым буквы первого ряда» и т.п.  То есть вы называете букву и цифру любой клетки, а ученик её находит.

Игры можно разнообразить, например, сделать разрезные карточки, из которых необходимо составить различные линии – горизонтальные , вертикальные или сложить из карточек  шахматную доску.

Играя, дети закрепят знания и поймут лучше, чем вертикальная линия отличается от горизонтальной,  быстрее запомнят  их названия.

Если рядом нет других играющих, то участником игры становитесь вы сами или другие члены семьи.

Постарайтесь объяснить ученику, что такое диагональ.

Для этого поставьте мелкую игрушку на а1, а другую  игрушку поставьте на h 8

 Пусть ребёнок проследит путь от а1 до h8 по диагонали. Тоже самое  проделайте с диагональю от h1 до a8. Обратите внимание на то, что диагональ всегда бывает одного цвета: или вся чёрная или белая.

Если доска очень большая, можно объяснить понятие диагонали,  расставляя  по углам  самих  детей.

На следующем уроке будем  рассматривать ходы пешки – рядового солдата шахматной армии.

 Пешечный урок

Добавить комментарий