Большую роль в воспитании детей оказывает школьная секция туризма: активно участвует в подготовке спортивно- туристических соревнованиях, экскурсий, походов.
Руководителем секции может быть один из учителей, родителей.
Очень часто руководителями туристических секций являются педагоги, преподающие биологию, историю, географию, проведение туристических походов, экскурсий - хорошее дополнение к их урокам.
Работа ведётся по плану, согласованному с директором школы и педагогическим коллективом.
Наиболее важными в работе туристических секций является проведение спортивно- туристических соревнований. Они помогут педагогам выявить знания, умения, подготовленность к походам будущих туристов.
Спортивно - туристические соревнования
Они могут быть приуроченными к каким-то важным событиям в школе или в стране.
В программу соревнований включаются различные конкурсы, которые проводятся по этапам и соответственно возрастным категориям:
1.Туристские эстафеты.
2.Ориентирование на местности.
3.Лучшее оформление бивака.
4.Поиск контрольных пунктов, школьник получает карту, выбирает нужное направление, кто придёт первым, тот и победитель.
5.Туристская полоса препятствий
Для проверки знаний разрабатывается туристская полоса препятствий.
В полосу препятствий входит множество заданий, зависящих от возраста школьников.
Дети 7-11 лет
Ученик должен подобрать личное снаряжение для похода
Укладка рюкзака
Переправа по бревну
Определение сторон света по естественным признакам и по компасу.
Знание съедобные и несъедобных растений, грибов, ягод.
Знание законов охраны природы (что можно и что нельзя, правила поведения в природе)
Очистка и обеззараживание воды (самые простые способы).
Школьники 12-13 лет
Определение сторон света по компасу.
Умение вязать узлы (3 узла)
Переправа по верёвке с перилами.
Умение двигаться по заданному азимуту.
Знать название знаков топографии.
Глазомерное определение расстояния.
Знать меры безопасности на бивачных работах.
Показать знания прав и обязанностей туристов
Знание законов об охране природы.
Школьники 14-15 лет
Движение по кочкам.
Вывязывание узлов( 5 узлов, определить название узлов по карточке)
Оказание доврачебной помощи.
Чтение знаков топографии.
Умение идти по заданному азимуту.
Преодоление ручья, канавы с помощью шеста.
Чтение карты.
Разжигание костра.
Знание законов об охране окружающей среды.
Техническое описание этапов
Личное снаряжение
Предлагается набор нужных и ненужных для туриста предметов.
Из них нужно выбрать 10 необходимых в однодневном походе: спортивная обувь, рюкзак, костюм, носки, рубашка с длинным рукавом, головной убор, индивидуальный пакет, компас, кружка, ложка.
Если участник не включил какие-то предметы, то штрафуется на 1балл за каждый предмет.
Ходьба по бревну
Длина бревна от 5 до 7 метров, диаметр до 25 см., без сучков, (можно связанные между собой жерди). Необходимо пройти всё бревно.
Стороны света, определение по компасу
Участник должен назвать и показать, как он определяет стороны света.
Глазомерное определение расстояния
Предлагается определить расстояние до определённых предметов на глаз. Если ошибка небольшая, то не штрафуется.
Знание съедобных и несъедобных растений
Предлагаются карточки с изображением различных растений и с двумя вариантами ответов. Участник записывает номер варианта ответа. За неправильный ответ- штраф.
Ориентирование по естественным признакам
Предлагается определить стороны света по муравейникам, пням, деревьям.
Очистка и обеззараживание воды
Предлагается 300мг. воды для очищения и обеззараживания. Простейшие способы - сделать фильтр из речного песка, угля активированного (есть в аптечке туриста), кипячением воды с такими травами, как череда, ромашка, чистотел, зверобой, использование соли, коры деревьев.
За незнание- штрафной балл.
Зачёт по топографии
Даётся карточка с заданием определить 2-3 топографических знака и нарисовать 2-3 знака.
До начала соревнований желательно вывесить таблицу с 20-40 знаками, чтобы напомнить сведения детям.
Движение по азимуту
На старте даётся карточка с указанием азимута, участник двигается к пикетам, расположенным через 2-4 градуса на расстоянии около 60 метров.
Штраф даётся, если ошибка более 4 градусов.
Переправа по верёвке с перилами
Верёвка натягивается на высоте1 м над землёй. Перила на 1м выше. Длина переправы около 10 метров. Участник должен пройти переправу, держась за перила.
Падение- штраф.
Вязка узлов
Рекомендуются узлы: Проводник, Прямой, Удавка, Ткацкий,
Встречный, Стремя, Схватывающий, Узел двойного проводника.
Предлагают карточки с изображением узлов, нужно назвать и связать 3 -5 узлов.
Разжигание костра
Выкладываются деревянные дрова в виде звезды. Горючие материалы запрещены. Разжигание только спичками. Задание выполнено, если прогорит нитка натянутая на высоте 40-45 см над костром.
Штраф не накладывается.
Движение по кочкам
«Кочки» (снятые куски дёрна) устанавливаются на расстоянии не более 1 м друг от друга. Участник должен пройти все «кочки».
Преодоление канавы, ручья с помощью шеста.
Ширина канавы не более 3 м, глубина не более 1 м. Длина шеста не более 3 метров.
Прыгать с рюкзаком запрещается.
Если нет природной канавы, можно разметить канаву условно.
Оказание доврачебной помощи
Участникам предлагается карточка с вопросом об оказании первой помощи: порез руки, ссадина на коленке, ссадина на локте, конечности, растяжение сухожилий, помощь утопающему, отравление пищевыми продуктами.
Меры безопасности при организации бивака
Предлагается карточка с вопросом.
Из нескольких вариантов нужно выбрать правильный ответ.
Вопросы: требования к выбору мест, установке палаток, разжиганию костров, хранению продуктов, заготовке дров, купанию, уничтожение пищевых отходов, работе с колющими и рубящими инструментами и т.д.
Профилактика спортивного травматизма
Литература: "В поход пешком" В.А.Уваров, А.А.Козлов