Подготовка к школе. Учимся говорить правильно

 Подготовка к школе в детском саду включает в себя  обучение будущих первоклассников связной речи, умению правильного построения грамматического строя.

Первоклассник  должен уметь говорить  правильно,  описывать последовательность  действий, рассказывать о каких-либо событиях, сочинять простейшие рассказы.

Предлагаются игры, которые помогут  детям согласовывать между собой разные части речи.

Эти игры несложные,  родители могут  проводить их дома.

Игры на развитие речи

Один – много

Покажите ребенку картинки с изображением одного и нескольких одинаковых предметов.

Скажите: «Послушай слова: конфетаааа, конфетыыы. Ты услышал, чем они различаются? В конце этих слов разные звуки. Слово конфетааа– означает один предмет, а конфетыыы – много предметов».

Предложите ребенку рассмотреть другие картинки и назвать их в единственном и множественном числе. При этом обращайте внимание на то, как изменяются слова.

Поиграйте в игру с мячом. «Я брошу тебе мяч и скажу слово, которое обозначает один предмет. А ты говори слово, которое обозначает много предметов и бросай мяч мне обратно. Начали?»

Слова, которые не меняются.

 Покажите ребенку картинки с изображением следующих предметов (пальто, пианино, кино, эскимо, колье). «В таких словах окончание всегда одинаковое, во множественном числе оно не меняется.

 Давай сравним одно пальтооо  и много -  пальтооо, куртка – куртки. Надел куртку -  надел пальто, говорю о куртке – говорю о пальто, любуюсь курткой – любуюсь пальто. Посмотри, слово «пальто» всегда одинаковое и никогда не меняется». Предложите ребенку назвать другие слова среднего рода во множественном числе.

Одно пианино – много…

Одно ателье – много … и т.д.

Он, Она, Оно, Они

Нарисуйте на листе четыре домика. В первом  живет мальчик - Он, во втором девочка – Она, в третьем – солнышко оно,  в четвертом - много разных хозяев (нарисуйте в нем и мальчика и девочку  - Они).

Предложите ребенку сказать, кто, в какой домик пойдет жить.

Можете использовать картинки или любые имеющиеся в доме предметы.

 Например,  снеговик, ведро, медвежонок, кубик – он, будет жить в доме у мальчика; книга, ручка, подушка – она – будет жить в доме у девочки; пальто,  пианино  - оно – будут жить в домике у солнышка;  лыжи, сапоги, шары, кубики – они – будут жить в том  доме, где много хозяев.

Обратите внимание ребенка, что про предметы женского рода мы говорим – одна, мужского – один, множественного – одни («Хозяева ушли гулять, а игрушки остались одни»).

Жадина

Предложите ребенку поиграть в «жадину»,  используя  слова «Мой», « Моя», Мое», «Мои». «Это мой мяч. Это мои варежки. Это моя кукла».

Скажи со словами один, два, пять

Предложите ребенку сказать, сколько геометрических фигур, игрушек или других предметов лежит на столе (нарисовано на картинке, видно в окне, нарисовано в книге и т.п.), используя числительные. Например, один квадрат, два квадрата, пять квадратов.

Скажи со словом «Нет»

«К нам пришел злой волшебник и утащил у нас стол, телефон и т.д. Чего у нас теперь нет? Давай позвоним доброй фее, чтобы она нам это вернула». В игре можно использовать картинки с изображением предметов. «У нас нет стола. Нет телефона. Нет молока и т.д.»

Составь одно слово из двух

Предложите ребенку сыграть в игру, называйте два слова, а он должен составить из них одно.

Сам варит –  самовар, сам летает – самолет, быстрые ноги – быстроногий, длинные ноги – длинноногий.

Образуем существительное от глагола

Любит петь – певунья.

Любит плясать – плясунья.

Любит драться – драчунья и т.д.

Из чего сделан – какой?

Предложите ребенку поиграть в игру: «Я скажу, из чего сделан предмет, а ты ответь какой он». Играть можно с мячом.

Шляпа из соломы – соломенная. Дом из кирпича – кирпичный. Стакан из стекла – стеклянный. Сок из яблок – яблочный.

Угадай по описанию

Эта игра очень полезна для развития речи. Каждый игрок берет себе карточку с изображением животного или предмета. Игрок должен описать предмет так, чтобы другой игрок угадал, что изображено на карточке.

Сочини загадку

Предложите ребенку сочинить загадку о предмете или животном, описывая его. А вы постараетесь ее отгадать. Меняйтесь ролями.

Скажи ласково

Предложите ребенку назвать ласково  животных, игрушки – любые  другие предметы. Гриб – грибочек, кукла – куколка, утка - уточка и т.д.

Назови всю семью животных

Вы называете животное, а ребенок должен назвать маму, или папу,  их детенышей. Лиса – лис,  лисенок, лисята;  кошка – кот, котенок, котята; волк – волчица, волчонок, волчата  и т.п.

Правильно употребляем предлоги

Покажите ребенку картинку и предложите рассказать, кто из персонажей,  где находится. Например, предложите досказать предложения:

В доме…Над домом… Около дома…Перед домом… За домом… На доме…

В машине…За машиной…Возле машины… Перед машиной… Под машиной .

Делая уборку, спросите малыша, куда  это поставить, повесить и т.д. «Куда поставим книжку?  - в шкаф. Куда поставим вазу? – на стол. Куда повесим брюки? – на стул.».

Сочини сказку.

Предложите ребенку разложить несколько (начните с трех) картинок, связанных одним сюжетом, по порядку. «Посмотри,  все картинки перепутались. Подумай и разложи их  по порядку. Давай сочиним сказку обо всём, что здесь изображено».

Хочу.  Могу

Предложите  ребенку изменить слова ХОЧУ и МОГУ, вставляя их в предложения.

Я хочу пойти в школу.

Мы … пойти  кино.

Ты …. съесть яблоко.

Вы …. полить цветы.

Он … нарисовать картину.

Они … купить конфет.

 Учимся вести диалог

Играйте с ребенком в игры: «Магазин», «Доктор и пациент», «Учитель и ученики» и т.д. При этом учите ребенка вести диалог. Например, вы продавец, он покупатель.

Пословицы .

Нужно прочитать ребёнку какие- либо пословицы, поговорки, затем попросить его объяснить смысл пословиц.

 

Добавить комментарий