Сдача ЕГЭ, поддержка со стороны взрослых
Индивидуальный подход к учащимся в наших школах подталкивает родителей и педагогов изучать характерные особенности и трудности, с которыми сталкиваются наши дети.
Предлагаем вам познакомиться со стратегией работы с особыми детьми при подготовке к сдаче ЕГЭ, с особенностями гипертимных, «застревающих» детей, а так же детей - аудиалов и кинестетиков.
Гипертимные ученики
Характерные особенности и трудности гипертимных детей
Такие дети отличаются быстротой, энергичностью и активностью, отсутствием склонности к педантизму. Наличие у них высокого темпа деятельности, импульсивности и несдержанности приводит к тому, что они при быстром выполнении задания делают работу небрежно, не видят своих ошибок и не проверяют себя. Такие учащиеся стремятся к результативности и, делая все быстро, пренебрегают точностью и аккуратностью.
Они с трудом справляются с работой, для которой необходима тщательность, собранность и аккуратность. Но они хорошо выполняют задания, которые требуют мобильности и переключаемости на разные виды деятельности.
Особенностью таких детей является их невысокая мотивация в учебной деятельности и маленькая значимость достижений в этой деятельности.
При сдаче ЕГЭ проявляется слабое место гипертимных детей – не умение собраться и сконцентрировать свое внимание, делать все тщательно и аккуратно.
Их сильная сторона – хорошая переключаемость – помогает справиться с заданиями.
Поддержка взрослых
При подготовке к экзаменам не стремитесь изменить темпы в работе. Ваша инструкция: «Не торопись!» не поможет, ученик будет работать так, как он привык и как ему комфортно.
Обратите внимание на развитие функции контроля, прививайте навыки самопроверки - поиска ошибок. Приучайте ученика самостоятельно проверять выполненные результаты. Главный принцип для него: «Сделал – проверь».
Второй не менее важный вопрос в данной ситуации – дети должны понимать насколько большое значение для них имеют результаты экзамена.
Во время экзамена таким детям требуется напоминание о самоконтроле.
Необходимо проконтролировать, чтобы они не имели возможности общаться с другими детьми во время экзамена.
«Застревающие» ученики
Характерные особенности и трудности «застревающих» детей.
«Застревающими» называют детей с низкой подвижностью, а так же низкой лабильностью психических функций. Такие дети делают всё основательно и медленно, переключение с одного задания на другое даётся им с трудом.
Чтобы выполнить задание, они должны долго ориентироваться в нем, темп их работы еще больше снизится, если их будут торопить.
Самый трудный момент во время экзаменов для таких детей – это необходимость актуализировать учебный материал из разных разделов программы и переключение с разных видов деятельности.
Поддержка «застревающим» детям.
Умение быстро переключаться тренировать сложно, но можно заменить его умением пользоваться часами и распределять время по каждому заданию.
Это можно сделать при помощи упражнения: «За 1 час ты должен решить 5 задач, значит, 12 минут тебе нужно на одну задачу». Подобным способом заранее рассчитайте время на каждое экзаменационное задание.
В течение экзамена нужно помочь переключиться на следующее задание, делать это нужно ненавязчиво и мягко, нельзя торопить.
Ученики – кинестетики и аудиалы
Характерные особенности и трудности
У каждого человека ведущей является одна из трех моделей восприятия: слуховая – аудиальная, зрительная – визуальная и тактильная – кинестетическая. Школьная программа делает упор на все три модели, используя при обучении устные рассказы, наглядные пособия и практические работы. Обычный традиционный экзамен включает в себя кинестетические и аудиальные элементы, а ЕГЭ только визуальные. То есть те, у кого восприятие зрительное, справятся лучше, чем те, у кого восприятие слуховое или тактильное.
Поддержка взрослых
Учащиеся должны осознавать, какой у них тип восприятия для того, чтобы лучше усваивать учебный материал. Это поможет им и для повторения экзаменационных материалов.
Во время экзамена ученики – аудиалы могут тихонько проговаривать вслух задания. Иногда они нуждаются в помощи в осмыслении сути задания. А это не является подсказкой, так как выполняют задания они сами.
Кинестетикам можно разрешить двигаться. Например, выйти из класса или просто подвигать ногами.
Автор: психолог Болотова Е.Н.
Предлагается презентация в помощь учителю.