ДетиЧайк

Как определить способности детей?

Как определить способности детей, на что обратить особое внимание?

Такие вопросы встают перед каждым родителем.

Определение способности  очень важно для воспитания и развития ребёнка, зная его индивидуальные особенности, родители могут направить  их на определённую деятельность, необходимую для жизни.

 Нужно различать способности и задатки.  Способности можно разделить на два вида: специальные (в определенной деятельности) и общие (любознательность во многих сферах), они  не бывают врожденными в отличие от задатков.

Задатки    служат основой для развития способностей и раннее их выявление  позволяет вовремя сформировать предпосылки к развитию способностей в определенной сфере. 

Между задатками и способностями можно поставить склонности, их родители чаще всего замечают и делают выводы об интересе ребенка к какой-либо деятельности.

В тоже время наличие задатков не гарантирует развитие способностей, а их отсутствие не мешает добиться успеха.

 

Как определить, какими способностями обладает ребенок?

 

 До 3-5 лет очень трудно в этом разобраться родителям, они не всегда могут объективно относиться к своему малышу и часто выдают свои стремления за желания ребенка.

Даже внимательные родители не всегда замечают склонности, ведь только у 10-15% они явно выражены, а для остальных детей требуются специальные условия для наблюдения (музыкальные, спортивные, творческие занятия). 

Именно наблюдение дает возможность оценить познавательную активность и предположить сферу интересов ребенка. Для этого необходимо дать возможность выбора из многих занятий. Ограничив времяпровождение ребенка «дом-танцевальный кружок», вряд ли можно увидеть, что есть задатки художника. Для их развития нужна подходящая среда.

При этом невозможно переоценить роль родных, которые постоянно находятся рядом и видят, чем он любит заниматься, а к чему равнодушен.

 При затруднениях в оценке  можно обратиться к помощи специалиста-психолога.

Для  определения способностей у детей возможны два варианта:

1.Использование одного теста конкретной направленности, например, тест определения уровня интеллекта по Векслеру.

2.Использование целого диагностического комплекса широкой направленности, который позволяет выявить  явные и скрытые способности.

Такой подход строится не только на основе тестирования, но и включает в себя наблюдение, как разовое, так и лонгитюдное (длительное, показывающее динамику).

Тестирование обязательно подбирается в соответствии с возрастом и проводится при помощи  различных вопросов, заданий, упражнений.

 Для соблюдения необходимых условий и  получения наиболее точного результата, а также для профессионального консультирования необходимо обратиться к специалисту.

 Наиболее полную информацию можно получить с помощью родителей, педагогов и воспитателей, которые также заполнят опросники и поделятся своими наблюдениями за поведением ребенка не только дома, но и в детском учреждении.

Очень помогает ведение своеобразных «дневничков», которые впоследствии можно проанализировать  и заметить все изменения предпочтений ребенка.

Конечно, интересы малышей могут меняться в зависимости от окружающей обстановки, действий родителей и выводы по результатам обследования могут только подсказать вероятность развития тех или иных задатков.

Присмотритесь внимательно к своему ребенку, возможно, эти простые рекомендации помогут вам определить его склонности и направить на необходимую деятельность.

 

1.Если ребенок умеет наблюдать, любопытен в различных областях знаний, ему нравится учиться, обладает хорошей памятью, знает больше, чем его сверстники - ему хорошо подойдут любые интеллектуальные занятия.

 

2.Если  малыш часто садится за чтение, имеет хороший словарный запас, не отвлекается на другие занятия при чтении, без труда запоминает символы и буквы, ему нравится демонстрация умения читать - опирайтесь на занятия, связанные с чтением.

 

3.Он интересуется вычислениями, измерениями, раскладыванием предметов по порядку; ему удается разобраться в математических отношениях; легко воспринимает,  запоминает цифры и математические знаки; умеет складывать и вычитать простые числа; ориентируется в часах и календаре, это означает, что ему ближе математика.

 

4.Если ребенок интересуется предметами и явлениями, способен их классифицировать; все время спрашивает о роли  различных предметов в нашей жизни  и их происхождении; его не оставляют равнодушным опыты и эксперименты -  он будет с удовольствием заниматься естествознанием.

 

5.Если ребенок очень любопытен и его трудно оторвать от интересной для него работы; энергичен во многих областях знаний; может проявить независимость; придумывает что-то свое в творческой деятельности, играх, полон оригинальных идей – это означает, что ему ближе творческое, креативное мышление.

 

6.Он легко адаптируется в новой ситуации; его любят приглашать в игру как партнера; уверен в себе при общении с посторонними; ему нравится руководить другими; дети подходят к нему с просьбами о помощи  - у него есть   способность к  общению и лидерству.

 

7.Если ребенку нравится разглядывать картинки, красивые вещи, он  с удовольствием рисует или лепит; может составить композицию, подобрать работы по фактуре, цвету, то, скорее всего, у него склонности к изобразительному искусству.

 

8.  Ему интересна музыка, он чувствует ее характер, настроение; может повторить ритм; по первым звукам сразу узнает знакомую мелодию и подпевает -  стоит обратить внимание на музыкальные занятия.

 

9.Когда ребёнок с удовольствием и точно повторяет движения; предпочитает побегать, попрыгать, полазить; ему хорошо даются разные по диапазону движения (медленные-быстрые, плавные-резкие), держит равновесие и физически силен, то для него будет интересна сфера деятельности, связанная с движением.

 

Даже при таком несложном наблюдении можно предположить с большой долей вероятности склонности ребенка к тому или иному виду деятельности.

Не стоит игнорировать его потребности и заставлять заниматься тем, что нравится только взрослым – в конечном итоге это может привести к неудовлетворенности ребенка, неврозу, а также к осложнению ваших отношений.

Понаблюдав внимательно за его склонностями, взрослые могут дать толчок развитию способностей, а значит увидеть в своем ребенке счастливого талантливого человека!

 

 

 

 

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Материалы сайта содержат информацию 5+ Написаны авторами сайта и представлены для личного ознакомления. Скачивание их и распространение в интернете разрешается только с согласования с администрацией сайта. Авторство защищается законом. При копировании обязательна прямая ссылка на сайт http://detichaik.ru © 2013 — 2017