Основы геометрии для дошкольников

 

Точки и линии

____________ ___________ < >
.......... /\/\/ o

 

В основе геометрии лежат такие объекты, как точка, прямая линия, плоскость, т.е. они являются её фундаментом.В этой статье мы расскажем, как можно познакомить ребёнка с некоторыми составляющими основы геометрии.

Точка

Если спросить у взрослых  людей, что такое «точка», то каждый из них будет давать определение по разному : одни скажут, что это химическая единица измерения, другие определят как объект физики.

Чтобы познакомить ребёнка с элементарными основами геометрии, мы возьмём «точку», как самую простую единицу изображения.

 В зависимости от возраста ребёнка на предложенных занятиях взрослый только показывает и объясняет свои действия или предлагает малышу сделать  работу самостоятельно.

Занятие «Нарисуй точки большие и маленькие»

Цель занятия: понять значение термина «Точка».

Возьмите лист черного картона. С помощью клея нарисуйте снеговика.  У вас получились три круга: большой, средний и маленький. Это тоже точки, только большие. Возьмите манную крупу и посыпьте кружочки. Когда клей высохнет, стряхните лишнюю крупу, перевернув рисунок. Видно, что круг тоже может состоять из множества точек.

 Пальчиковой белой краской нарисуйте снежинки. Для этого обмакните палец в краску и прижимайте его к листу. Получившиеся  снежинки тоже являются точками.

 Итак, у вас получились точки разной величины: большие (снежный ком у снеговика), маленькие (снежинки) и совсем крошечные  (крупинки манной крупы).

Бабочка

Цель занятия: придать цвет с помощью группы точек простому очертанию предмета.

Сделайте шаблон бабочки и дайте ребенку обвести его черным фломастером: «Бабочка некрасивая, давай ее раскрасим!». Возьмите краски и покажите, как с помощью точек можно раскрасить ее крылышки. Точки можно ставить кисточкой, пальчиками или ватными палочками.

Цветочная поляна

Вам понадобятся: альбомный лист, кусочек губки, гуашь, самоклеющая цветная бумага, шило, кусок плотной материи.

Цель: воспроизводить точки с помощью различной техники.

Возьмите губку и обмакните ее в зеленую краску. Поставьте отпечатки по всей поверхности листа, но не заполняйте полностью. Затем возьмите светло-зеленую краску и проделайте то же самое. За ней используйте жёлтую и потом красную. Получится яркий и разноцветный лужок. Предложите ребёнку посадить туда бабочек.

Чтобы сделать бабочку, нужно на самоклеящей цветной бумаге нарисовать карандашом её силуэт. Затем положить лист на мягкую поверхность (кусочек драпа) и с помощью шила проделать по ее контуру дырочки, тем самым вырезая бабочку.

Теперь  бабочек можно посадить на лужок (в работе с шилом проявляйте осторожность, работает с ним только взрослый).

Ваза с цветами для мамы

Цель: воспроизводить точки с помощью различной техники. Экспериментируем с различными материалами.

Материал для занятия: лист картона (синий), гофрированная бумага или ткань (голубая), пластилин (желтый, оранжевый, коричневый), краски или фломастеры, клей, плотная бумага для вазы и цветов, шило.

По трафарету проколите с помощью шила из картона вазу, цветы и листочки (положив лист на кусок драпа). Вместе с ребёнком на листе синей бумаги сделайте фон. Для этого возьмите голубую гофрированную бумагу, нарежьте или нарвите её руками на маленькие кусочки. Клеем смазывайте сам лист, а кусочки прикладывайте так, чтобы они приклеились.

Скатайте из пластилина маленькие шарики разного цвета. С помощью коричневых шариков обозначьте контур вазы, затем раскрасьте ее остальными. Приклейте вазу на лист с фоном. Возьмите цветы и с помощью точек (можно фломастером, пальчиковыми красками или кисточкой) раскрасьте их в разные цвета.

 

 Линии

Линии – это графическое изображение движения точки. Являются одним из объектов, составляющих  основы геометрии. Линии могут быть  длинные и короткие, узкие и широкие, ровные и неровные, прямые и кривые. По направлению линии могут быть вертикальные, горизонтальные, наклонные.

Цель: усвоить понятие «линия».

На середине листа ставим точку, от неё в стороны отходит ещё несколько точек. Показать ребёнку, что, если  продолжить рисование от одной точки до другой, то получится линия (в данном случае это будет отрезок линии). На отрезках показать, что размеры линий могут быть разными (короткими, длинными).

Избушка для трех поросят

Цель: знакомство с понятием ширины линий, (ширина может изменяться в зависимости от материалов и инструментов, с помощью которых она сделана).

Нарисуйте контур избушки.

Содержание беседы с ребёнком: «Давай сделаем бревнышки с помощью различных линий. Возьми карандаш и проведи горизонтальную линию. Одно бревнышко готово, оно тоненькое. Теперь возьми фломастер и проведи еще линию – это бревнышко потолще. 

Возьми кусок шерстяной нитки и приклей по ходу твоих линий – это еще одно бревнышко. Теперь возьми кусок шнурка и приклей его. Вырежи полоску ткани и приклей ее тоже. Теперь возьми широкую кисть и проведи линию краской. Макни палец в краску и нарисуй линию с помощью точек.

Какая красивая получилась избушка!».(Все линии получились разными по ширине, необходимо на это обратить внимание ребёнка).

Изображая автомобильную дорогу или горку можно познакомить ребёнка с наклонными, вертикальными или горизонтальными линиями.

 

Развиваем «глазомер»

Нарисуйте несколько птичек в разных частях листа. Дайте ребенку другой лист и предложите ему нарисовать на этом листочке гнёздышки для птичек точно в том месте, где она сидит на другом листе: «Птички хотят в свои гнезда, но не могут туда попасть. Помоги им. Нарисуй их в том месте листа, где сидит птичка».

Покажите на примере. Затем возьмите оба листа и сложите их. Поднесите их к свету – птички и гнезда должны совпасть: «Оказались ли птички в своих гнёздышках?».

 Для развития чувства расстояния и пропорции поможет следующее упражнение.

Возьмите лист бумаги и поставьте на нём точки в произвольном порядке. Это будет образец. Возьмите другой лист и, глядя на образец, ставьте точки в тех же местах. Теперь возьмите оба листа и, наложив их друг на друга, поднесите к свету, изображения должны совпасть.

 Делайте это упражнение до тех пор, пока не добьетесь абсолютной точности.

Математика в стихах

 

 

Добавить комментарий