Так уж заложено природой, что маленький ребёнок, которому даёшь в руку кисточку или карандаш начинает непроизвольно «чиркать» им где попало и на чём попало. Вначале это стены комнаты, папины книжки, тетради старшего брата или сестры.
Первые рисунки – это каракули, непонятные для взрослых. Удивительно то, что сам малыш может объяснить, что он нарисовал травку или солнышко.
Как только у ребёнка появился интерес к рисованию, нужно начинать обучать его различным техникам. Раннее развитие предусматривает обучение рисованию, начиная уже с младенческого возраста.
В педагогике существуют методики, в которых указаны методы, приёмы, возрастные периоды обучения детей рисованию.
Возрастные периоды
Период до 2 лет- детей знакомят с кисточкой, с красками. В продаже есть специальные краски, которые можно использовать для рисования пальчиками.
На пальчики или ладошки малыша наносится краска, затем ладошки прикладываются к листу бумаги, получается рисунок. Маленькие художники в восторге, родители тоже.
Перед рисованием на ребёнка необходимо надеть фартук, чтобы не испачкать одежду. (внимание на подбор краски - использовать только специальные для рисования руками!).
От двух до 3,5 лет продолжают знакомить с красками, с цветом.
Малышам предлагаются цветные карандаши. В этот и следующие периоды кроме рисования можно предложить лепку из солёного теста, пластилина, глины. Малыши с удовольствием будут делать поделки и даже раскрашивать их вместе с мамой.
Для развития навыков рисования предлагается незаконченный рисунок, например, на рисунке мамой нарисован зайчик, ребёнку нужно нарисовать прямые линии - травку для зайчика. Таким же образом малыш учится рисовать различные линии - прямые, горизонтальные, наклонные и т.д.
В период от 4 до 7 лет. Техника рисования усложняется: дети учатся находить оттенки цветов, смешивая краски; знакомятся с фломастерами, начинают рисовать тушью, углём и т.п.
Изучают технику рисования народных мастеров – Гжель, Хохлома, Дымковские игрушки и другие.
Дети самостоятельно учатся лепить игрушки и раскрашивать их.
Добавляются техники аппликации, выполненные из различных материалов. Например, снежная баба выполнена из ваты, а зайчик из обрывков белой бумаги.
Так как моторика рук у детей старшего возраста развита достаточно хорошо, то их начинают знакомить с техникой оригами.
Через собственное творчество – рисование, лепку, аппликацию, дети выражают свои чувства. В работах они изображают мир таким, каким он видится в их представлении.
Не подавляйте в ребенке стремление к самовыражению!
Дайте возможность малышу творить, предоставьте ему свободу действий и не запрещайте ничего, что не опасно для его здоровья. Вы должны помнить, что все, что малыш делает руками, развивает его интеллект.
Конечно, хочется держать дом в чистоте и нам сложно смириться с тем, что ребенок рисует на стене, рвет бумагу или размазывает кашу по столу. Но тем самым он изучает окружающий его мир, развивает в себе творческие способности.
Чтобы ущерб для окружающей обстановки был минимальным, направляйте активность ребенка в определённое русло.
Если малыш рисует на стене - выделите для него участок, на котором прикрепите большой лист бумаги и позвольте ему рисовать. Разложите рулон обоев на полу и позвольте ребенку рисовать, ползая по полу.
Если ребенок любит рвать бумагу, дайте ему бумагу, которую не жалко порвать и при этом обратите его внимание, что рвать можно только ненужную бумагу, а книжки рвать нельзя.
Если вы идёте на улицу, где мокро и сыро, наденьте малышу резиновые сапоги, в них он с удовольствие сможет потопать по лужам, не надевайте на малыша одежду, которую будет жалко испачкать.
Ребёнок подобрал красивый камушек, не кричите: «Немедленно выкинь!», позвольте ему рассмотреть его, при этом объясните, что в рот его лучше не брать, так как он грязный и на нем много микробов.
Малыш видит вокруг себя огромный мир и ему хочется изучить его. Ему интересно узнать, как будет рисовать карандаш на столе или полу, а не только на ограниченном листе бумаги, как будут вести себя разные предметы и вещества в различных ситуациях. Наберитесь терпения и позвольте ребёнку изучать мир.
Не навязывайте ребёнку свои представления: «Яблоко должно быть красное!», «Солнце бывает жёлтое!», «Домик должен быть квадратным!», «Трава- зелёная!» «Круг надо рисовать так, а дождик вот так». Позвольте малышу проявить свою фантазию.
Необходимо познакомить ребёнка с определенными техниками рисования, лепки: как правильно держать карандаш, макать кисточку в краску, как скатать шарик из пластилина и т.д.
Будьте умеренны в своих требованиях, чтобы не отбить у маленького человека интерес к занятиям. Если малыш совсем кроха, не стоит требовать от него абсолютной аккуратности, придёт время, и он постепенно научится всему.
Игры для маленьких художников.
Картинка из молока.
Налить немного молочка на дно плоской тарелки, капнуть в середину молочной лужицы несколько капель яркой краски. Ватную палочку смочить в моющем средстве для посуды. Прикоснуться палочкой к краске, она будет убегать. Повторить так несколько раз, прикасаясь смоченной палочкой к центру лужицы.
Можно делать такие рисунки рядом, чтобы получилась красивая молочная картинка.
Дети очень любят пускать мыльные пузыри.
В приготовленный из моющего средства раствор для пузырей добавить немного краски.
Пусть малыш через трубочку подует на раствор, чтобы появилась пена. На цветную пену положить лист белой бумаги, отпечаток будет интересным и оригинальным рисунком. Делать осторожно, чтобы раствор не попал в рот и глаза ребёнку.