Одним из основных условий для всестороннего развития ребёнка является наличие у него развитой устной речи.
С самого раннего возраста необходимо уделять внимание развитию лепета, гуления, голосовых реакций, слухового сосредоточения, наполнению пассивного и активного словаря.
Простые песенки, потешки заставляют малыша прислушиваться, всматриваться в лицо матери, побуждают эмоциональный отклик. Ребёнок радуется, начинает в ответ радостно откликаться гулением.
В7- 8 месяцев для того, что бы установить связь между словом и игрушкой во время чтения потешки следует показывать соответствующую игрушку.
Например, читая «Как у Котеньки усы удивительной красы…» - показывать игрушку котика; при чтении « Наша Маша маленькая…» - показывать куклу. С возрастом словарный запас будет увеличиваться, активная речь совершенствоваться.
Большой скачок в развитии устной речи происходит в возрасте около двух лет.
Ребёнок начинает задавать вопросы: что это? кто? где?
Он знакомится с названиями предметов, действий с ними, узнаёт качества и назначения, для чего они нужны (совочек - можно копать, мячик – бросать, катать).
Малыш начинает говорить предложениями, состоящими из 2-3 , затем из 3-4 слов. Он уже может общаться со взрослыми.
Когда малыш начинает активно говорить, необходимо начинать формирование правильного звукопроизношения, совершенствовать связную речь.
Детей 4-6 лет учат отвечать на вопросы и задавать их, делать пересказ прочитанного взрослым рассказа и составлять свой.
Продолжается развитие фонематического слуха, умение произносить звуки без напряжения, выразительно и чётко.
В 6-7 лет начинается обучение грамоте.
Большое значение для развития устной речи дошкольников имеет чтение детской литературы, игры с дидактическими игрушками, рассматривание предметных и сюжетных картинок (когда на них изображено какое-то действие, например, девочка поливает цветы).
Такие игровые наборы, как «Школьник», кубики « Читаю легко», «Словодел» научат ребёнка составлять различные слова, соединять слоги и, в конечном итоге, научат читать.